Вопрос, кем стать в будущем, каждый подросток должен решить для себя сам. Но если дети, воспитывающиеся в семьях, всегда могут посоветоваться с родителями, бабушками или дедушками, то гораздо труднее определиться с выбором будущей профессии мальчикам и девочкам, лишенным родительского тепла и внимания.

На днях в Сахновщинской специальной общеобразовательной школе-интернате побывали специалисты Харьковского областного и Сахновщинского районного центров занятости, а также Центра консультации мигрантов Международной организации миграции. Они провели для учащихся седьмых, восьмых и девятых классов профориентационное мероприятие «Я и моя будущая профессия». 

— У нас сейчас обучается 127 детей, половина из них — из города Харькова, а остальные — из различных районов Харьковской области, — говорит директор школы-интерната Вадим Сидоренко. — Все ребята разные: есть среди них и так называемые «дети улицы», которые жили на рынках, есть и такие, кто не в состоянии освоить программу вспомогательной школы. Последние проходят определенную коррекцию, после которой переводятся обратно во вспомогательную школу либо в общеобразовательную школу-интернат. В школе воспитываются дети с первого по девятый класс. А так как после окончания девятого класса с них автоматически снимается ограничение в психическом развитии, то они могут продолжить обучение в общеобразовательных школах-интернатах, могут учиться в профессиональных лицеях, обучаться в техникумах, после чего поступать в вузы. И такие случаи тоже бывали, в том числе — и в последние годы. 

Возможно, немногие из этих мальчиков и девочек поступят в высшие учебные заведения. Но все они должны твердо определить для себя, чем будут заниматься в жизни — ведь опереться им после школы будет просто не на кого. Заботу о детях-сиротах и детях, лишенных родительской опеки, полностью на себя взяло государство, закрепив это законодательно. Так, для детей-сирот, окончивших профессионально-технические училища и лицеи, служба занятости обязательно бронирует первые рабочие места. А в случае отсутствия жилья органы местного самоуправления районов города и области обязательно должны обеспечить им этих детей. 

В актовом зале школы-интерната специалисты областного центра занятости установили компьютеры, при помощи которых все ученики восьмых и девятых классов смогли пройти психологическое тестирование. После того, как каждый из них ответил на предложенные специальной программой 80 вопросов, компьютер тут же выдавал на экран психологическую характеристику тестируемого. Она представляла собой рекомендации и перечень профессий, которые ему подходят, а какие неприемлемы. Один экземпляр рекомендаций остается у тестируемого, а второй передается психологу школы-интерната для дальнейшего анализа и работы с учащимися. Кроме того, мальчики и девочки заполнили анкеты на тему выбора будущей профессии. А чтобы ближе познакомить ребят с учебными заведениями Харькова и области, предприятиями, которым нужны рабочие и специалисты того или иного профиля, работники областного и районного центров занятости привезли с собой справочные материалы, буклеты, информирующие о том, какие вопросы служба занятости поможет решить. 

Начальник отдела предоставления социальных услуг молодежи Харьковского областного центра занятости Елена Мирошниченко провела беседу с ребятами, дающую представление о том, какие профессии требуют специальной подготовки, а для овладения какими нужно высшее образование. 

Неподдельный интерес у ребят вызвало общение с руководителем Центра консультации мигрантов Международной организации миграции Шамлой Царганд. 

— На мероприятиях, организованных службой занятости и ставших уже традиционными, мы рассказываем ребятам о миграционных процессах, но основной акцент делаем на проблеме торговли людьми, — говорит Шамла. — Рассказываем о том, что это такое, как себя защитить и не попасть в руки торговцев людьми, как отстоять свои права. Ведь пока эти ребята находятся здесь, в интернате, они полностью защищены. Но когда они получат профессию и станут самостоятельными людьми, перед каждым возникнет вопрос, как обеспечить себе и своим семьям благополучную жизнь. Так как нередко под впечатлением от увиденной по телевидению «роскоши» других стран принимается необдуманное решение поработать за границей. А мы рассказываем о том, что там все далеко не так, как кажется на первый взгляд, объясняем школьникам, как правильно оформить документы для трудоустройства за рубежом, чтобы не попасть в рабство. 

Помимо всего прочего, каждый воспитанник интерната мог в этот день индивидуально проконсультироваться со специалистами центров занятости по вопросам, которые волнуют конкретно его. А те, у кого вопросы, связанные с выбором профессии, возникнут позже, смогут задать их, обратившись непосредственно в районный центр занятости. Там им всегда готовы помочь. 

— Профориентационная работа с молодежью, безусловно, является важным направлением в деятельности Харьковского областного центра занятости, — отметила Елена Мирошниченко. — Ведь выбор будущей профессии, дальнейшее трудоустройство, построение карьеры — это жизнь человека. Эта социально незащищенная категория детей, которая лишена родительской опеки, на самом деле очень нуждается в поддержке службы занятости, — ведь они получают очень мало информации. Мы регулярно проводим целенаправленную работу в школах-интернатах для детей-сирот. И сегодняшний приезд, безусловно, поможет этим ребятам в выборе будущей профессии, в становлении их карьеры.