С таким вопросом в редакцию «Вечернего Харькова» обратилась читательница.

Мой папа перенес три инсульта, дважды в год ложится в больницу на профилактику. Препараты покупает сам. Перед тем как поставить капельницу или сделать укол, медсестра забирает у него ампулы, уходит в сестринскую, в палату к отцу приходит с уже заправленными шприцами и капельницами. Отец замечает, что лечение не приносит никакого результата. Закралось подозрение, что ему колют не те препараты, которые он покупает. Отец просил медсестру, чтобы она набирала лекарство в его присутствии, но она говорит: «Не положено». Как быть в таком случае?
Елена

Если есть подозрение


— Заправлять шприцы и капельницы для инъекций в больничной палате действительно нельзя. Это разрешается делать только в процедурном кабинете, — отвечает медицинский юрист Анна Москаленко. — Но ваш отец имеет право находиться в процедурной, когда препарат набирают в шприц или заправляют в систему для внутривенных вливаний. Можно попробовать договориться с медсестрой, а если она не пойдет на контакт, нужно заявить лечащему врачу: «Я хочу присутствовать при наборе препаратов из ампул. Если я буду видеть этот процесс, состояние моего здоровья улучшится». Такое желание пациента вполне допустимо, поскольку уверенность в том, что его лечат «правильным» препаратом, оказывает немалый психологический эффект и способствует излечению.

Пациент должен быть подкован


Юрист считает, что нелишне сообщить доктору, что пациенту известно, например, содержание статей 6 и 52 Закона «Основы законодательства Украины о здравоохранении», которые гарантируют пациенту получение своевременной, качественной, эффективной и квалифицированной медицинской помощи. В противном случае пациент имеет право на возмещение убытков, в том числе и за медикаменты, если лечение по вине доктора оказалось неэффективным. Специалист советует не скрывать от врачей, что после лечения в стационаре легче не становится. Особое внимание нужно обратить на то, чтобы записи о безрезультатном лечении были внесены в карту стационарного больного.

— В качестве доказательств я советую обязательно сохранять чеки на лекарства, а также ксерокопии или фотокопии карты стационарного больного, включая результаты обследований— говорит Анна Москаленко. — Если лечение не возымело эффекта, и вы выписываетесь из больницы практически в том же состоянии, в котором поступили, расходы на неэффективное лечение можно взыскать с доктора через суд. Узнав, что пациент знает законы и свои права, любой лечащий врач найдет механизмы воздействия на медсестру, которая отказывается показывать пациенту, какие препараты она использует.

Претензии должны быть обоснованными


Требовать от врача возмещения убытков за неэффективное врачевание можно в течение трех лет после лечения, предупреждает Анна Москаленко. При этом нужно помнить, что время играет против пациента, так как зачастую доказательствами являются материалы истории болезни, которая после выписки пациента из стационара передается в архив и вполне может «потеряться».

— Если вы имеете дело с доктором, который уверен в своей безнаказанности и не идет на решение вопроса мирным путем, стоит обратиться к главному врачу с заявлением о ненадлежащем оказании медицинской помощи, — рекомендует Анна Москаленко. — Заявление должно быть грамотно оформлено, так как ответ на него может послужить доказательством в суде. Оно составляется в двух экземплярах: один сдается в медучреждение, второй остается у пациента с датой и номером входящего документа. Обвинение в ненадлежащем оказании медицинской помощи должно быть аргументировано не только субъективным ощущением, но и несоответствием лечения официально утвержденным стандартам. Если препараты, которые вы принимали, рекомендованы МОЗ при данной патологии, но оказались неэффективными, скорее всего, речь идет о подделке лекарства, и необходимо провести его экспертизу. Если же лечащий врач не знает или не считает нужным придерживаться стандартов оказания медицинской помощи и у вас есть подтверждающий данное обстоятельство ответ главного врача, можете смело идти в суд и подавать исковое заявление о возмещении морального и материального вреда, причиненного ненадлежащим лечением.