Уже через два-три месяца на харьковских перекрестках могут появиться «косые» пешеходные переходы. В чем их преимущество и какие еще урбанистические новации можно перенять на западе?

По информации замглавы Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Льва Парцхаладзе,  в Украине изучают возможность обустройства пешеходных переходов на перекрестках в виде так называемой «косой зебры». Речь идет о переходах, где разметка наносится не перпендикулярно тротуару, а несколько наискось или вовсе по диагонали. По его словам, это позволит снизить аварийность на перекрестках и количество погибших и раненых на дорогах. Он назвал наработанный европейский опыт целесообразным к внедрению в Украине, однако отметил, что перед этим вопрос о нововведении будет вынесен для обсуждения общественности.

– После обсуждения и в случае одобрения, внесения изменений в строительные нормы данные новшества появятся на дорогах через два-три месяца, но только на тех, которые прошли процесс капитального ремонта или реконструкции, – уточнил Лев Парцхаладзе.

Профессор кафедры урбанистики Харьковского национального технического университета строительства и архитектуры Валерий Гук считает эту идею хорошей.

– Это действительно позволит снизить аварийность, поскольку «косая зебра» лучше видима для водителя. Если разметка пешеходного перехода нанесена под прямым углом, она, как и волна,  не так хорошо видна человеку, сидящему за рулем, – говорит он. – Кроме того, такой вид «зебры» повышает внимательность самого пешехода и заставляет его смотреть именно в сторону автомобиля, который движется навстречу. Таким образом, снизится риск наезда на пешехода или создания аварийной ситуации. Так что идея хорошая, это правильно.

Лев Парцхаладзе отмечает, что в Европе большинство пешеходных переходов – наземные, а не подземные, как у нас. И, несмотря на это, аварий там в разы меньше.

– Все благодаря разумному проектированию улиц и дорог, – говорит он.

Валерий Гук согласен, что у европейцев есть чему поучиться в вопросах планировки транспортной системы. 

– Например, улицы в населенных пунктах спроектированы таким образом, что водитель просто не сможет превысить скорость выше разрешенной. Я по ним ездил – невозможно набрать более 40 км/ч:  радиусы, повороты, дорога в виде змейки, даже «играют» с видимостью. Например, перед перекрестком, чтобы заставить водителя снизить скорость движения, видимость искусственно закрывается, потом  –уже на перекрестке – раскрывается, и автомобиль выезжает на него уже с маленькой скоростью, – пояснил суть одного из нововведений Валерий Гук.

В Харькове, по его словам, есть места с повышенной аварийностью – именно из-за неправильно спроектированной проезжей части

– У нас допущены ошибки в новых проектах перекрестков на проспекте Гагарина, на Московском проспекте. Автомобили, которым нужно повернуть налево, смещаются в сторону третьей скоростной полосы. В результате тормозится скоростное движение. Водитель не всегда может затормозить и врезается в стоящий впереди транспорт, то есть автомобили друг друга подсекают, – говорит Валерий Гук. – Эти недостатки в планировке пересечений уже вызывают на проспекте Гагарина повышенную аварийность, а дальше будут провоцировать ДТП на Московском проспекте. Это можно и необходимо исправить.