Со времени принятия Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» значительно обновились мировая практика, европейское и украинское законодательство, а также судебная практика и ситуация в области в целом.

При этом за время существования Закона к нему неоднократно вносились изменения и дополнения, что сделало его структуру громоздкой, информирует портал «Твоя машина».

По этим причинам нардепы решили «системно обновить» законодательный акт, в частности, привести его в соответствие с Директивой 2009/103 / ЕС и внесли в Верховную Раду проект закона №10196 «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». Среди проблем, требующих решения, называются занижение недобросовестными СК стоимости полиса, что приводит к недоформирование страховых резервов, угроза неплатежеспособности страховщиков, необоснованные отказы в выплате пострадавшим страховых возмещений или затягивание осуществления выплат, распространения поддельных страховых полисов.

Что же предлагается проектом закона №10196 для исправления ситуации на рынке обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств и как новеллы повлияют на работу страховых компаний и владельцев авто?

- Сроки страховых выплат сократят. Действующим законом предусмотрено, что максимальный срок, в течение которого СК должна выплатить соответствующую денежную компенсацию потерпевшему, составляет 90 дней. Проект сокращает этот срок до 60 дней. В случае несоблюдения этого срока в СК будут применяться санкции в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной пострадавшему суммы.

- Износ автомобиля не учитывать при определении размера страхового возмещения. Предлагается установить новую методику расчета размера страхового возмещения Идея эта, очевидно, заимствована у западных соседей. Тем не менее, нужно учитывать то, что средний возраст автомобиля украинском вдвое превышает возраст автомобиля, например, немца, а потому по факту СК будут вынуждены выплачивать пострадавшим сумму средств, которая превышает стоимость самого автомобиля. К тому же, процесс этот будет сопровождаться заказом и проведением соответствующей автотехнической экспертизы, значительно затягивать сроком выплат и в худшем случае приведет к невозможности соблюдать 60-дневного срока для выплаты (см п.1). Привлечение экспертов, конечно, может повлечь за собой подорожание страховки.

- Размер морального вреда увеличат в случае смерти человека и повышение страхового лимита. Также ориентируясь на запад, в Украине моральный ущерб от смерти близкого человека может вырасти вдвое (с 12 минимальных заработных плат до 25). Что касается страхового лимита, то в случае одобрения проекта он должен постепенно вырасти до 1 млн грн на одного пострадавшего в ДТП.

- Выплаты по обязательствам СК, относительно которых возбуждено производство по делам о банкротстве, будут проводиться после начала такой процедуры. Здесь, безусловно, плюс для страхователей — если в соответствии с действующим Законом такие выплаты начинают проводиться только после окончательного завершения производства или ликвидации СК, то по новому закону в случае его одобрения в редакции проекта, процедура перенесется уже к началу. Иными словами, основанием для проведения таких выплат будет возбуждении производства по делу о банкротстве (или прекращения СК членства в МТСБУ).

- Отмена франшизы. Авторы считают, что СК имеют выплачивали всю сумму самостоятельно, без привлечения к этому процессу лица, виновного в ДТП. То есть СК теряют право на содержание франшизы. При таких обстоятельствах водитель, виновный в ДТП, фактически получается чистым из воды (не считая, конечно, привлечение его к уголовной или административной ответственности), а вот СК придется брать на себя полное возмещение вреда.


Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что СК вряд воспримут проект положительно, ведь их обязанности перед страхователями расширится, а санкции за их невыполнение возрастут.

Логично, что страховщики зададутся вопросом, как увеличивать свои капиталы, чтобы быть в состоянии выполнять эти новеллы. И первый очевидный (но не единственный) вариант — это повышение стоимости страхового полиса. Приведет ли это к увеличению количества незастрахованных авто на дороге? Очевидно, так. А это повлечет негативные последствия как для участников дорожного движения, так и для самих страховщиков.

Впрочем, несмотря на то, что в Украине начался и еще довольно долго держать избирательный сезон, можно надеяться, что проект закона №10196 «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» появится «под куполом» еще не скоро. Так как для авторов закона, так и для активных представителей общественности, еще есть время присмотреться к предложенным изменениям и позаботиться о том, чтобы количество подводных камней была минимальной, а каждое нововведение сопровождалось соответствующим механизмом его реализации.