В Законе «О жилищно-коммунальных услугах» заложена норма, обязывающая жильцов впускать проверяющих в квартиры.

В случае отказа можно остаться без воды, газа или света. Что может быть поводом для проверки, как быть, если хозяина нет дома, и как распознать лже-проверяющего, выяснял «Вечерний Харьков».

Новация, предусмотренная коммунальной реформой, вступает в силу с мая этого года. И по мнению юриста Романа Чумака, создает благодатную почву для активизации разного рода мошенников, которые попытаются под видом газовщиков или электриков проникнуть в квартиры доверчивых граждан. Дабы не попасть впросак, давайте разберемся, кого, по какой причине и с какой целью жильцы обязаны впускать в дом.

Основания для визита


– В законе четко предусмотрено, что исполнители коммунальных услуг, представители газовой службы и электропоставщика имеют право доступа в жилье, – отмечает Роман Чумак.

При этом потребитель обязан обеспечить доступ в двух случаях.

– В случае ликвидации аварийной ситуации потребитель обязан обеспечить круглосуточный доступ представителя организации, которая предоставляет ту или иную жилищно-коммунальную услугу, – уточняет Роман Чумак. – Либо с целью установки, замены инженерного оборудования или проведения технических и профилактических осмотров, либо для снятия показаний прибора учета. Отказ от предоставления доступа является основанием для прекращения предоставления услуги.

Хотя, замечает юрист, прекратить поставку некоторых услуг будет технически весьма проблематично: например, трудно отключить потребителя от тепла или газа в старых многоэтажках.

– В новых домах разводка горизонтальная, и подачу тепла можно прекратить в индивидуальном порядке. В старых домах с вертикальной разводкой сетей отключать придется весь стояк, – говорит Роман Чумак. – Аналогичная ситуация и с газом. У меня, например, дома идет газовая труба, которой пользуется весь стояк.

Аварийные случаи


В безотлагательных случаях – чрезвычайное происшествие, образовалась аварийная ситуация, а жильцы не открывают двери или никого нет дома – законом предусмотрен несанкционированный доступ представителя поставщика услуги в жилье.

– Например, в квартире на пятом этаже прорвало трубу, и вода затапливает соседей снизу. В этом случае представители водоканала  имеют право вскрыть дверь и войти в жилье для предотвращения такого ЧП. И это не считается нарушением неприкосновенности жилья, – поясняет Роман Чумак.

Представитель исполнителя должен привлечь соседей и по результатам несанкционированного доступа в обязательном порядке составить акт.

– В нем прописываются основания для доступа в жилье, что произошло, перечень лиц, которые участвовали в проникновении в жилье, и причины аварии, – разъясняет Роман Чумак. – Если, допустим, хозяин уехал в командировку, на отдых или вообще проживает в другом месте, представитель исполнителя в присутствии других участников несанкционированного доступа опечатывает восстановленные двери в  квартиру. Представители водоканала после устранения аварии обязаны восстановить взломанный замок и обязательно опечатать двери.

Кроме того, если исполнитель, который проник в квартиру с целью устранения аварии, понес какие-то затраты (допустим, связанные с открытием квартиры, выездом на место etc), он получает право возместить такие затраты за счет виновных лиц.

– Все зависит от того, по чьей вине произошел прорыв. Это может быть зона ответственности управителя (ЖЭКа, ОСМД, кооператива и т. д.) или жильца. В случае подачи электричества: до счетчика – управитель, от счетчика – жилец. Если авария произошла из-за лопнувшего стояка – это вина управляющей компании, которая своевременно не заменила стояк. Если человек сам менял сантехнику или электрику, в результате чего произошло затопление или возгорание, то, возможно, виновен потребитель.

Как распознать лжекоммунальщика


Роман Чумак предупреждает, что в связи с новацией возникает риск активизации мошенников, которые могут воспользоваться ситуацией  обязательного доступа в квартиры.

Даже сейчас мошенники умудряются проникать в квартиры харьковчан, например, под видом работников газовой службы. Так, в январе, по информации ГУ Нацполиции в Харьковской области, 80-летняя женщина пустила в квартиру двух женщин, которые представились работницами газовой службы. После визита «газовщиц» пенсионерка не досчиталась 18 тысяч гривен.

Дабы не стать жертвой мошенников, юрист рекомендует убедиться, что визитер действительно работает в организации, предоставляющей заявленные им услуги.

– Во-первых, в законе обозначено, что представитель поставщика услуги должен предъявить соответствующее удостоверение, – говорит Роман Чумак. – Чтобы убедиться, что оно не липовое, можно позвонить в организацию, которую представляет этот человек, и выяснить в телефонном режиме, есть ли вообще такой сотрудник. Это особенно актуально для пенсионеров, молодых мам.

Например, у всех работников газовой службы, как разъяснила пресс-секретель ПАО «Харьковгаз» Ольга Клименко, должно быть при себе удостоверение с фотографией, указанием должности, логотипом, сроком действия, печатью компании.

– Этот документ они обязаны предъявить клиенту. Также рабочие аварийно-диспетчерских служб и слесари одеты в форму компании, – уточнила она. – Мы призываем всех потребителей газа обязательно убедиться в наличии служебного удостоверения перед допуском неизвестного лица в свой дом, тщательно проверить удостоверение. В случае сомнения можно уточнить информацию в ПАО «Харьковгаз» по телефонам (057) 766-21-04, 067-01-13-104.

О подозрительных лицах, которые под видом коммунальщиков хотят попасть в дом, Юрий Чумак рекомендует сообщать в полицию.