Как не купить автомобиль-двойник, можно ли обезопасить четырехколесного друга от посягательств злоумышленников.

Об этом и многом другом в интервью «Вечернему Харькову» рассказал начальник отдела раскрытия незаконных завладений транспортными средствами Национальной полиции в Харьковской области Игорь Туржанский.

На что могут позариться угонщики


— Как меняется количество угонов автомобилей в Харьковской области: растет или сокращается? Какова динамика?

— Динамика в цифрах отрицательная, а для нас – положительная. Так, в 2016 году незаконных завладений транспортными средствами было 630, из них престижных марок автомобилей – 71. В 2017-м – 450 угонов, из них 36 – престижных марок. В 2018 году украли 363 авто, престижных марок – 43. За первый квартал 2019 года в области угнан 51 автомобиль, из них – три престижных марки.

— А какие авто относятся к престижным маркам?

— Престижные марки – это автомобили премиум-класса: Lexus, BMW, Toyota, Range Rover, Mercedes свежих годов выпуска. То есть это достаточно дорогостоящие автомобили, оснащенные серьезными системами безопасности.

Кстати, на Харьковщине абсолютные лидеры угонов – это автомобили Toyota и Lexus. Доля таких автомобилей составляет почти 80%, при этом в общем по стране практически каждый второй угнанный автомобиль приходится на эти марки.

— На общем фоне угонов таких автомобилей угоняют меньше. Это благодаря серьезным системам безопасности, которыми они оснащены?

— Во-первых, их действительно сложнее угнать по причине необходимости дорогостоящего оборудования, владения определенными навыками. Кроме того, автомобили премиум-класса зачастую оснащаются серьезными охранными системами. А во-вторых, для таких автомобилей существует достаточно узкий и специфический рынок сбыта. И не стоит забывать, что наказание за угон таких авто более серьезное, чем за угон, скажем, старых «Жигулей».

— На что же тогда зарятся угонщики?

— В основном угонщики охотятся за недорогими автомобилями, мопедами. А вот электромобили в Харькове и области не угоняли еще ни разу.

Львиную долю от общего количества угонов транспортных средств составляют мопеды, которые зачастую даже не стоят на учете. На них приходится 25-30% преступлений. В основном это происходит в сельской местности: то угнали мопед, оставленный под магазином, то из сарая выкрали  — полезли за кастрюлями, заодно и транспортное средство прихватили.

Что касается автомобилей, то угоняют либо отечественные (или российские), которые легко разобрать, а спилив вин-код на моторном отсеке, сильно усложнить идентификацию, либо недорогие бюджетные иномарки. Кстати, с того момента, как Украину заполонили так называемые евробляхи, участились угоны именно этого сегмента, потому что с ними полная неразбериха. Автомобиль пересек границу и поменял владельца без соответствующей регистрации в органах полиции. То есть по сути техпаспорт меняется на деньги. Или вообще люди обменялись техпаспортами, ключами – и поехали. И когда человек заявляет об угоне такого автомобиля, зачастую он даже не в состоянии подтвердить, что он вообще у него был. У него ни документов нет, потому что техпаспорт в бардачке угнанной машины валяется, ни в органах регистрации этого автомобиля не существует, потому что он пересек когда-то границу с совершенно другим человеком за рулем.

Владелец автомобиля-двойника: жертва или соучастник


— Какова дальнейшая судьба украденных машин? Их продают или разбирают на детали?

— Смотря какие автомобили. Машины премиум-класса либо вывозят по налаженному каналу за границу в страны Азии и Кавказа, где легко можно изготовить поддельные документы. В основном угнанные элитные автомобили находили в России и возвращали владельцам – благодаря Интерполу. Либо их обнаруживали во время пересечения российской или польской границы. Но вообще существует канал переправки угнанных машин – через Россию в Грузию, Казахстан и Азербайджан.

Второй вариант – из угнанных автомобилей премиум-класса делают так называемых двойников. Объясню на примере. Угнали «Лексус» черного цвета 2017 года выпуска. Полиция находит автомобиль, который полностью соответствует его характеристикам – объем двигателя, цвет, год выпуска. Идентификационные номера на угнанном автомобиле меняются и дублируются на уже существующие на аналогичном авто. И получается, что в стране ездят два автомобиля с одинаковыми номерами агрегатов, с одинаковыми госномерами, с одинаковыми паспортами. И бывают такие ситуации, когда находят угнанный автомобиль, сверяются с базой данных и… обнаруживают владельца другого аналогичного авто. И тот, и другой свои машины купили – но одному товар подсунули мошенники, а другой приобрел его у честного продавца. И не всегда без экспертизы можно понять, чей же на самом деле автомобиль является двойником.

Обычно эксперты выявляют такие авто при перерегистрации. Допустим, человек купил автомобиль-двойник, не зная об этом. Все номера агрегатов изменены качественно, наклейки поменяны, с первого взгляда не подкопаешься. Но когда эксперт будет снимать с учета такой автомобиль, он с вероятностью 99,9% выявит подделку. Такие машины у владельцев изымаются, информация вносится в единый реестр досудебных расследований (ЕРДР) по соответствующей статье и далее проводятся следственные действия: что это за автомобиль, кто его продал и так далее.

— А владельца при этом не наказывают? Он же не знал, что покупал…

— Владелец получает материальные убытки, поскольку лишается дорогого автомобиля. И винить в этом некого, кроме себя. Потому что приобрел он его не в автомагазине, не на автоплощадке, ни у официального дилера, а купил с рук.

Если уж вы покупаете машину просто у человека – желательно снять его с учета в вашем присутствии через площадку осмотра транспортных средств, чтобы тут же попытаться поставить его на учет. Встречаются такие мошенники, которые снимают автомобиль с учета, используя свои коррупционные схемы. Но снова на учет его уже не поставишь, потому что он переделанный. То есть в идеале необходимо машину оформить официально, чтобы она обязательно прошла экспертов на площадке осмотра транспортных средств.

Мое мнение – неплохо было бы ввести еще и ответственность для хозяина машины-двойника. Несмотря на то что он делает круглые глаза – мол, ничего не знал, – на самом деле владелец подделки прекрасно понимал, что покупает. Потому что машина обошлась ему в два-три раза дешевле официальной стоимости такого же зарегистрированного автомобиля.

— А куда деваются изъятые автомобили?

— Отправляются на штрафплощадку. Затем открывается уголовное производство и проводятся следственные действия.

В эксплуатацию такой автомобиль уже не возвращают – ведь он поддельный, у него отсутствует идентификационный номер. Вин-код, в котором закодирована информация об изготовителе автомобиля (страна, номер партии, комплектация и т.д.) — уникален, он присваивается на заводе-изготовителе. Это не просто серийный номер, а международный код. Такой автомобиль – как денежная купюра без номера. Как ее вернуть в оборот? То же самое и с автомобилем-двойником. Не отправлять же его производителям в Японию с предложением перебить новый номер! Это нереально. Так что судьба таких автомобилей печальна. Вот и гниют тысячи машин на штрафплощадках.

«Верну машину за вознаграждение»


— Случаются ли угоны ради вознаграждения, которое владелец платит за возврат автомобиля?

— Конечно, такие случаи есть. В начале прошлого года мы задержали двоих парней, которые возвращали «Лексусы» за вознаграждение. За три месяца злоумышленники угнали пять машин и уже успели получить по 12 тысяч долларов за две из них. Еще три автомобиля мы нашли в арендованных гаражах. Не имея связей в криминальных кругах, угонщики писали владельцам сообщения просто в Viber.

Такой вид преступления для правоохранителей наиболее проблематичен. Когда у человека угоняют автомобиль, ему кажется, что машину стоимостью 50 тысяч долларов выгоднее вернуть за 20 тысяч, чем потерять полсотни тысяч, тщетно надеясь, что ее когда-нибудь разыщет полиция. Такие люди с нами не сотрудничают, не дают показаний. Вместо этого они обращаются к знакомым, задействуют связи, размещают информацию в соцсетях с просьбой: «Помогите найти авто». В итоге находится какой-нибудь знакомый, который прозрачно намекает, что мог бы посодействовать возврату авто за определенное вознаграждение. При этом одно из главных условий – не ставить в известность правоохранительные органы. Автомобилистам нередко угрожают – обещают сжечь машину или снова угнать, если те расскажут детали обмена полиции. Поэтому даже если мы понимаем, что машину потерпевшему вернули за вознаграждение, он клянется, что обнаружил ее совершенно случайно. Причем нередко люди, которые выступают посредниками в таком обмене, – это близкие знакомые пострадавших, против которых владельцы не хотят свидетельствовать. Однако дело в том, что посредником не может быть случайный человек с улицы — он выходит на канал угонщиков, а значит, знает о преступной схеме вымогательства, и ему преступники доверяют.

— Возможно, есть основания для такого поведения автомобилистов? Раскрываемость таких преступлений оставляет желать лучшего и угнанные авто находят не так уж и часто.

— Каждый четвертый автомобиль премиум-класса возвращается владельцу благодаря усилиям полиции. Элитные машины угоняют исключительно организованные группы, профессионалы, оснащенные дорогостоящим оборудованием, стоимость которого доходит до десяти тысяч долларов. Это люди, имеющие специальные навыки, умение отключать сигнализацию, обходить штатные охранные системы, осведомленные о методах работы полиции…

Защититься от угона на 100% невозможно


— А с какой целью злоумышленники охотятся за автомобилями дешевого сегмента?

— С отечественными и российскими автомобилями особо не заморачиваются. Например, угнали «Ниву», идентификационный номер спилили и продали крестьянину, который ездит на ней по лесу на охоту и в населенных пунктах не показывается. Ему все равно, откуда эта машина –  до тех пор, пока не наткнется на патрульного или участкового, который выявит угнанный автомобиль. Второй вариант – такие автомобили разбирают, режут на запчасти и продают либо по объявлению, либо на рынке. Недорогие импортные авто продают по запчастям либо отправляют на автомобильные разборки. 

Порой угон машины совершается не преднамеренно, а спонтанно. Если посмотреть на проблему угона в целом, нельзя сказать, что каждое воровство машины – это корыстное завладение транспортным средством. Например, друзья сидели, выпивали, и внезапно одного из них посетила мысль угнать автомобиль подвыпившего товарища, который «перебрал» и заснул. Забирает у него ключи и уезжает. Такие автомобили выявляются практически сразу. И подобных ситуаций не так уж и мало.

Бывает, что молодые люди угоняют машину, чтобы просто покататься. Их задерживают в момент такого развлечения. У них тоже не было цели завладеть машиной, чтобы продать. Но все равно и в одном, и в другом случаях такое правонарушение квалифицируется как угон и наказание за него — соответствующее.

— Как же автомобилистам защитить своего четырехколесного друга от угона?

— Машины угоняют отовсюду — и с платных парковок, и со стихийных парковок под домом. На 100% от угона защититься нельзя. Потому что, если кому-то очень нужен ваш автомобиль, его могут на эвакуатор погрузить и увезти. Многие думают, что если у него стоит отдельный ключ от коробки передач, автомобиль в безопасности. Ничего подобного – профессионалу достаточно пяти-семи минут, чтобы преодолеть это препятствие.

Однако нужно отметить, что использование современных охранных систем усложняет процесс угона. А чем сложнее процесс угона – тем больше вероятность, что злой умысел будет замечен и предотвращен. Если машина стоит в гараже, который находится под охраной ГСО, угнать ее еще сложнее. Но, повторюсь, стопроцентной гарантии все эти меры все равно не дают.