Выступление в родном городе харьковчанина Александра Чернецкого, давно ставшего живой легендой русского рока, — событие всегда неординарное. Несмотря на то, что музыкант достаточно часто радует своих поклонников концертами, зал всегда полон.

Ведь песни Чернецкого не услышишь на общедоступных радиоканалах и в популярных телепередачах. Поэтому 28 января в клубе «Апельсин» в очередной раз собрались друзья, коллеги и почитатели группы «Разные люди», чтобы насладиться настоящей музыкой.

Восхождение Чернецкого на «олимп» русского рока началось в 1987 году в Риге. Никому тогда еще не известный 21-летний лидер харьковской группы «Рок-фронт» отправился в латвийскую столицу вместе с земляками — участниками «Группы Продленного Дня» («ГПД») Павлом Михайленко и Константином Костенко. 

Спонтанно организовав группу и назвав ее «Разные люди», они пели на улицах города, где их и услышал президент рок-клуба и организатор местного фестиваля. С его помощью группа оказалась на сцене фестиваля, а их выступление с программой из песен, многие из которых они раньше просто не решались петь публично, стало одним из звездных моментов. По возвращении Чернецкий был приглашен в «ГПД», а его жесткие и бескомпромиссные песни-памфлеты стали основой нового репертуара группы. В таком составе они много гастролировали по стране, выступили на 3-м фестивале Горьковского рок-клуба в марте 1988 года. Именно там Александр Чернецкий впервые встретился с Сергеем Чиграковым. Чиж в то время играл в горьковской команде с тем же названием «ГПД». Тогда они еще не знали, что их дальнейшие жизненные и творческие пути переплетутся. 

В конце 1988-го внутри группы назрели серьезные противоречия — часть музыкантов хотела играть арт-рок, а Чернецкий и Михайленко тяготели к более жесткой музыке. Барабанщик и клавишник покинули группу, а Саша Чернецкий, Олег Клименко и Паша Михайленко вернулись к уже ставшему символом названию «Разные люди». К ним присоединился новый барабанщик Алексей Сечкин, а из Дзержинска по приглашению Чернецкого переехал Чиграков. Прекрасный мелодист, Чиж привнес в группу более мягкое звучание, которое в то же время невероятно гармонично сочеталось с жесткими песнями Чернецкого. Но развитие этого талантливого тандема затормозила тяжелая болезнь Александра. 

К 1990 году Саша уже не мог ходить. Тем не менее группа продолжала выступать, а Чернецкий весь концерт пел и играл, сидя на стуле. Через несколько месяцев Александр уже не мог подниматься с постели. Именно в это время и был записан альбом «Мазохизм». Чернецкий пел и играл, лежа в кровати, а запись производилась на передвижную студию методом заброски кабеля на 10-й этаж в его квартиру. Но тот, кто не знает этого, прослушав альбом, даже не заподозрит, что вокальная партия записана человеком, находящимся в тяжелейшем состоянии. 

«Этот альбом уникален самим фактом своего существования» — написано на обложке, и добавить тут нечего. 

Но болезнь прогрессировала, требовалась дорогостоящая операция. Денег на поездку и лечение, естественно, не было. На дворе стоял сложный 1991 год. И тогда самые известные рок-музыканты СССР предприняли беспрецедентную акцию, сбор от которой должен был пойти в фонд помощи Саше, который к тому времени уже перестал выступать с группой — его место полностью занял Чиж. Александр Градский, «Машина Времени», «Аквариум», «ДДТ», «Гражданская оборона» и многие другие группы и музыканты дали тогда серию концертов с целью собрать деньги на операцию. В результате Чернецкого все же прооперировали в Петербурге — ему заменили тазобедренные суставы. Постепенно он начал становиться на ноги, группа вновь приступила к репетициям, записала диск «1992» и даже начала выступать. 

Но базируясь в независимой Украине, трудно было прорваться к российскому слушателю. Чернецкого и Чигракова настойчиво зазывали в Петербург. Чиж уезжает, записывает ставший знаменитым свой первый сольник, ненадолго возвращается и затем покидает группу окончательно. Чернецкий остается. Музыкальные вкусы Чижа и Чернецкого, равно как и взгляды на жизнь, становились все более несхожими, поэтому уход Чигракова был вполне закономерен. 

В 2000 году Александр Чернецкий тоже перебрался из родного Харькова в Санкт-Петербург. С этого времени он, в основном с джемовыми составами (так как «Разные люди» в своем перво-начальном составе к этому времени уже распались), начинает регулярно выступать в обеих столицах России — как с собственными концертами, так и в рамках самых различных фестивалей. 

Ныне Александр Чернецкий активно гастролирует не только по городам России, но и за границей, собирает полные залы почитателей его необыкновенного таланта. Именно об этом и о многом другом музыкант рассказал харьковским журналистам на пресс-конференции перед концертом. 

— Снимаете ли вы клипы на свои песни? И если да, то где их можно посмотреть? 


— Клипы снимаем. Но вряд ли их можно увидеть по телевидению. Только однажды американский канал, который вещает на весь мир, показал все три наших клипа. Но их можно посмотреть на нашем сайте. 

— Расскажите о вашем последнем альбоме «44». 


— Это работа очень смешная и неожиданная одновременно. Мы договорились с Чижом, что перепоем по несколько песен друг друга на свой лад. Причем мы абсолютно не сговаривались и даже не знали, кто над чем и как работает. Мы, например, изменили песни Чижа до неузнаваемости. А Чиж перепел те мои ранние песни, о существовании которых я совсем забыл. Первоначальное название альбома было «Ничего святого», но Чижу не понравилось. Кстати, в этом альбоме дебютировала моя дочь Соня.
 
— Заметили ли вы какие-либо изменения в Харькове с тех пор, как сменили родной город на Санкт-Петербург? 


— Харьков не меняется настолько, насколько мне бы этого хотелось. А может, я просто очень часто здесь бываю и не замечаю изменений. Думаю, в Харькове не хватает памятника Сэру, о котором мы давно мечтали. Но все равно мы скоро воплотим эту идею в жизнь. Обязательно. 

— Вы верите в Бога?
 


— Да. В минуты счастья или горя человек всегда вспоминает Бога, а не правительство, например. Заповеди призваны сделать мир добрее. И именно в этом заключается моя вера. 

— Поступают ли вам предложения выступить с концертом в поддержку той или иной политической партии?
 


— В 2004 году нам предлагали выступить на Майдане во время «оранжевой революции». Но мы отказались. Скорее всего потому, что тогда в Украине не жили и с политической ситуацией не были знакомы. Сейчас тоже такие предложения поступают, но мы не связываемся с политиками. Предпочитаем оставаться полностью аполитичными. Все-таки политики уходят и приходят, а мы остаемся. 

— Узнают ли вас прохожие на улицах Харькова?
 


— В основном, узнают таксисты, денег не берут… 

— Какие планы на ближайшее будущее?
 


— Планы большие. Например, в марте собираемся с концертами посетить Сибирь, Урал.