Начался дождь. У служебного входа в ХАТОБ, совсем без охраны и зонтика, с пригласительными билетами в руках стоял невысокий человек, с некоторых пор ставший почти родным для каждого, кто хоть раз смотрел телевизионный проект «Танцы со звездами».

 Штрихи к портрету 
«Мама! Это же Чапкис! Живой! — воскликнула девочка-подросток, не веря своим глазам. «Так чего стоишь? — не растерялась мама. — Фотографируйся! Такое же во сне не приснится. Только спину выровняй, не сутулься!» Уже через несколько минут счастливые женщины звонили по мобильному и рассказывали, что с ними произошло. 

В школьных девичьих альбомах друзей, где фиксируются все тайны сердца, имя Георгия Чапкиса в первых строках. В него невозможно не влюбиться. И не беда, что даты рождения разделяет не один десяток лет. Так в чем же тайна и притягательность этого не похожего ни на кого человека? 

«Знаете, меня в Харькове в одном из ресторанов так замечательно обслужили, и в гостинице тоже, что я решил отблагодарить этих прекрасных людей. Вот и жду, пока подойдут за билетом на наш спектакль, — до начала оставалось несколько минут, но Григорий Николаевич не сдавался. — Непременно проводите и посадите людей в зале, не забудьте», — уходя, беспокоился он. Порой достаточно несколько незначительных штрихов, чтобы можно было воссоздать общее представление. 

Многие издания, воспользовавшись информацией из Интернета, в угоду жаждущим узнать о своем кумире как можно больше, наперебой, часто по-разному, интерпретируют факты из жизни Григория Чапкиса. А как же было на самом деле? 

Сталин взял маленького Гришу на руки 
Однажды Иосиф Виссарионович Сталин, растрогавшись выступлением детей, подошел к ним, погладил детские головы, а одного счастливчика даже взял на руки. Эта фотография облетела все газеты. Подпись «За детство счастливое наше!» стала впоследствии крылатой фразой. Тем самым мальчиком из румынского провинциального городка с грустным взглядом огромных темных глаз был не кто иной, как Григорий Чапкис. 

«Очевидно, было в моей внешности что-то близкое, может быть кавказское, оттого меня Сталин и выбрал,— с обаятельной улыбкой рассказывает Григорий Николаевич. — Детство-то у меня было тяжелое. Я был ремесленником и мы поехали на Олимпиаду трудовых резервов в Москву, выступать в Кремлевском театре. Это сейчас я высокий и широкоплечий, а тогда я был совсем маленьким, хилым и болезненным. Мне было 13, а выглядел я вообще на 10. Сталин снял меня прямо со сцены. Я посидел у него на руках. Это длилось буквально одно мгновение, но я его очень хорошо запомнил. Потом я получил от Сталина в подарок часы. Этот случай изменил полностью мою судьбу. Когда я приехал в Киев, я стал самым знаменитым мальчиком, и уже в 16 лет меня пригласили на профессиональную сцену. Так я и стал артистом. Но вначале был просто уличным танцором. Это попозже, когда я попал в профессиональный коллектив, я стал парить… 

В Харьков привело милосердие 
Но все же главный секрет Григория Чапкиса в его жизненном кредо: все, любую мелочь надо выполнять хорошо и с отдачей. 

«Вот и сейчас мы приехали в Харьков со спектаклем «Помочь так легко, или откуда берутся дети», и хотим, чтобы наша работа понравилась, — рассказывает Григорий Николаевич. — Это благотворительный спектакль. Сегодня в Украине больше бездомных детей, чем во время второй мировой войны! Согласно официальной статистике, у нас больше 200 000 бездомных детей. Сколько горя ложится на детские плечи! И мне выпала честь, я безмерно счастлив, что меня пригласили участвовать в этом прекрасном, благородном проекте, ведь мое детство прошло, как у этих 200 000 детей. Я родился в буржуазной Румынии, и хоть у меня были родные, мне было так же трудно, как этим несчастным еще маленьким людям. Милосердие воспринимает каждый по-разному. Тот, кто живет в достатке, рассуждает приблизительно так: «У них нет хлеба? Так пусть едят пирожные!» Милосердие может воспринять только человек нуждающийся». 

Григорий Николаевич о нужде знает не понаслышке, поэтому легко и с удовольствием согласился участвовать в этом крупнейшем турне по городам Украины. «Мы уже отыграли в Крыму, впереди города восточной Украины и заключительный спектакль в Киеве. Раньше к организациям, занимающимся детскими фондами, не было доверия. Но еще в прошлом году в рамках общенациональной благотворительной программы «Помочь так легко» была собрана сумма в 730 000 гривен. Эти деньги, все до копейки, были распределены между Киевским международным благотворительным фондом «Отчий дом» и Хмельницким фондом «Милосердие». Мы должны все научиться понимать, что делать добро не только необходимо, но и очень приятно. Помочь намного легче, чем нам это порой кажется», — считает Григорий Чапкис. Он максимально открыт, умеет слушать и уважать собеседника. Он щедро дарит свое мастерство всем, чьи сердца открыты для стихии танца.
 
Учитель танцев 

Чувствовать в себе педагога — значит хотеть поделиться не только знаниями, навыками, но и передать священный огонь творчества. «Обожаю учить, получаю от этого огромный кайф, — признается Григорий Чапкис. — Сейчас я вместе с моей бывшей ученицей, которой я преподавал еще 25 лет назад, открыл школу бальных танцев. Сейчас моя ученица стала моим продюсером. А вообще по всему миру есть ученики: и в Америке, и в Англии, в Польше, в Италии. Вот если бы в школы обязательным предметом ввели танцы! Ведь когда-то в старину в танцевальном зале в кадетских корпусах, военных учебных заведениях языком танца давали уроки благородства, ведь сейчас не то, что наши дети, даже родители не знают правил хорошего тона, не знают этикета». 

Григорий Николаевич всегда считал своей главной задачей не только и не столько научить танцевать, сколько создать гармонично развитую личность: «Представьте себе, вы покупаете в магазине какую-нибудь маечку, где на ценнике написано, как стирать, как гладить. Эта информация вам кажется необходимой. А вот как оставаться благородным, ухаживать за девочкой, об этом подросткам никто не рассказывает, не дают инструкции. Поэтому задача учителя танцев — научить двигаться, а его миссия — сделать вас человеком благородным. Танец ведь не просто ритм, музыка. Это культура. Ну и конечно, танец — это блеск ваших глаз. Сейчас школы выпускают в лучшем случае узких специалистов. Назрела необходимость гармоничного развития. Ведь образование и культура — разные вещи, а плохое образование при отсутствии культуры — это вообще страшно. Ученика необходимо приучать к трудолюбию. Можно быть талантливым, но если вы ленивы, то ничего не добьетесь». 

Когда же речь зашла о бальных танцах, то Григорий Николаевич весь преобразился и засиял: «Танец — это Любовь. Это его содержание. В нем два божественных начала: мужское и женское. Что же мы сейчас наблюдаем в жизни? Стирание этих граней. Я безумно люблю мужественных мужчин и женственных женщин. Женщина должна быть слабой, даже если она одной рукой может поднять своего друга или мужа. Женщина должна быть за мужем, за его широкой спиной. Если сейчас мужчины получают самое большое удовольствие в пиве, наркомании и т. д., то о какой спине может идти речь». 

Слушая на первый взгляд прописные истины, совершенно явственно осознаю, что широкая спина действительно не определяется размером пиджака. В присутствии такого учителя танцев, как Григорий Чапкис, я, особа, мягко говоря, немаленького роста, незаметно для себя превращаюсь в миниатюрную девочку. Мне комфортно и хочется танцевать. В чем же магия этого человека, способного менять наши представления о самих себе? Парапсихологи все объясняют абстрактным понятием наличия ауры. «Действительно, энергетика — это качество только вашей ауры, — говорит Григорий Чапкис. — Представьте, вы заходите в метро. Ведь вы интуитивно выбираете себе удобное и комфортное место. Если рядом ребенок, вам будет скорее всего приятно находиться рядом, а есть ведь люди, от которых хочется поскорее отойти, пересесть, бежать, чтобы не попадать в их зону влияния. У каждого только своя аура. Она может быть позитивной или отрицательной. Вот, смотрите, — Григорий Николаевич достает маленький карандаш. — Я его могу искусать, но если я его потеряю, я начну нервничать: «Где же мой карандашик? Ведь он только мой!» А рядом будут лежать письменные принадлежности с золотым пером, которые мне абсолютно не нужны. Они холодные, не греют. Мне нужна только моя вещь, потому как каждая вещь имеет ауру, которую ей передают люди. Также и с квартирами. Могут быть хоромы, а вам захочется плюнуть от тоски в каждый угол. А в маленькой уютной квартире вы будете счастливы. Для того чтобы сохранить свою ауру в чистоте, нужно спешить совершать добро делом, словом, доброй мыслью». 

Слушая мудрого Григория Чапкиса, понимаю, как же нам всем необходим учитель, и не только танцев. 

«Мы старались выполнить свою задачу по максимуму, чтобы хвалили не только декорации спектакля. В этой связи вспоминается исторический факт, — с улыбкой говорит Чапкис. — Чайковский приехал на Украину, его пригласил в гости один известный композитор. В своем письме Чайковский написал: «Был в Киеве, такой-то композитор пригласил меня в гости, угостил музыкой и варениками. Вареники были о-очень вкусные! Так можно сказать и о плохой игре актеров при хороших декорациях». 

Слушая Чапкиса, можно было поверить, что он не только танцевал с Русланой Писанкой, сидел на коленях у Сталина, но и обедал с Чайковским. 

А еще искрометный Чапкис в спектакле танцевал… с беременными женщинами. Под шквал аплодисментов и восторженных криков «Браво!» в шляпе сомбреро на фоне декорационных латино-проекций с изображением легендарного Бандераса. Получилось очень смешно!. Годятся ли беременные женщины для исполнения танца Сальса, неизвестно, а вот то, что их Бандерас нашему Чапкису в подметки не годится — это очевидно!