В Харькове в середине сентября уже в девятый раз, вопреки всем астрономическим раскладам, наблюдается фантастическое явление — «Звездный мост». И пусть в нашем городе насчитывается 52 рукотворных моста, такой межгалактический — единственный. А чудес много быть и не должно.

Международный фестиваль фантастики «Звездный мост» собрал звезд первой величины, читаемых и любимых народом, авторов-фантастов. Среди них пытливым читателем были замечены Марина и Сергей Дьяченко, Андрей Валентинов (Харьков), Андре Кабаре (Франция), Аркадий Рух (Санкт-Петербург) и многие другие замечательные авторы. Ведь, как сказал классик, звезды разные важны, звезды разные нужны. Известный в широких кругах стихотворец Олег Ладыженский (один из Г.Л. Олди) представил новый сборник поэзии «Перекресток». Осень из Болдинской автоматически переименована в Олдинскую.
Наша «васюкинская» читательская гордыня не позволяет разумом переварить предложенное директором фестиваля писателем Александром Золотько первоначальное название дискуссионного клуба. Назвать его планировали весьма деликатно: «Во всем виноват читатель, сволочь!» Потом, наверное, поразмыслили, решив, что нечего на зеркало пенять, коли рожа… не совсем, и решили назвать милосерднее: «Читатель как причина кризиса в русской фантастике». 

«Так значит, кризис есть?», — подумает озабоченный судьбой современной литературы читатель, и будет… неправ. Чтобы развеять мрачные мысли, мы решили взять интервью у звезды первой величины, писателя-фантаста, признанного лучшим писателем Украины, Владимира Аренева. 

Прежде зная киевского автора только по книгам (пообщаться все никак не удавалось), перед встречей грызли сомнения: а узнаю ли в лицо? Обратясь к пишушей братии с просьбой дать визуальное описание внешности фантаста, мне отрекомендовали его так: «…пресветлый Аренев, бог меж людей…». И что бы вы думали, в переполненной аудитории мне удалось безошибочно опознать Владимира Аренева. Средневековый юноша с гравюр Дюрера. 

Многим читателям автор книги «Правила игры» известен как Владимир Пузий. Упрекнуть автора в двуликости, дескать, для своих он Пузий, а для России — Аренев, по меньшей мере несправедливо. Друзья Владимира талантливо шутят: «Вам раджу, любi друзi, я — читати Вовку Пузiя, а не якicь творенія москалика Аренева.» Просто писатель может быть разным. Поэтому, зайдя на сайт автора, не удивилась третьему виртуальному имени Владимира — Фауст. Все, как говорится, сходится. И, конечно же, первым делом захотелось узнать, зачем этот человек создает свой мир с новыми пространственными, временными координатами? Ему что, не нравится время, в котором пришлось родиться?
— Понимаете, невозможно сделать какую-то модель, так называемый кукольный домик, — говорит Владимир Аренев. — Изначально все идет, конечно же, от идеи. Она может напрямую не озвучиваться, в финале главный герой не всегда становится на горло поверженного противника. Есть некая интересная задача, которую мне важно решить, и она уже вокруг себя наращивает все остальное. Персонажи, стиль, ритм, в котором будет идти повествование — все должно работать на идею. Только она определяет объем, жанр. Будет ли это роман или рассказ, зависит только от идеи. 

— Есть ли специальный рецепт приготовления литературного хита? Опираясь на музыкальные параллели, расскажите читателям, каким должен быть ритм повествования, чтобы стиль автора был узнаваем и уникален? 
— Темпоритм для писателя — это, прежде всего, ощущение. Быть везде одинаковым он не может. Два рассказа никогда не будут ритмически повторяться. Описание — это один ритм, идет диалог— это совершенно другая ритмическая основа. Изменение внутреннего пульса зависит абсолютно от всего, даже от антуража. Я, конечно, не сижу с линейкой, не отмеряю. Нужно чувствовать прежде всего. Чередование коротких предложений или диалогов предполагает разную ритмическую сетку. 

— Мне как читателю не совсем понятно, кто и где определяет лучшего писателя страны? Ведь авторы амбициозны, но ранимы как дети, и обидеть формальным непризнанием художника может каждый. 

— Понимаю. В среде фантастов с этим проще. В 2005 году я действительно был признан лучшим молодым автором на Украине. Всеевропейский Интернет учредил номинацию «Лучший молодой автор страны». Есть некое жюри, делегации, которые выдвигают своих претендентов и представляют авторов и их работы. Все происходило в Болгарии, в городе Пловдив. Сам я там даже не присутствовал. Мои работы были представлены специальной делегацией. Они, конечно же, должны быть незаангажированными. Есть некое жюри, которое оценивает материал. Все происходило в Болгарии, в городе Пловдив. Сам я там даже не присутствовал. Так я стал лучшим молодым писателей Украины. 

— Любое действие происходит в некой среде. Была ли степень вживляемости в среду, о которой вы пишете, максимальной настолько, чтобы вы чувствовали свою неадекватность? Не боитесь прослыть чудаком? 

— Существует такая теория — и я с ней согласен — о том, что наше сознание реагирует в разных регистрах. Читаем, пишем— это один регистр, говорим,–включается другой регистр Спим, танцуем — третий. Поэтому при наличии самокритики можно быть абсолютно адекватным. Но, вообще, этот вопрос не ко мне, а к тем, кто вовне. Им должно быть виднее. Надеюсь, со мной этого не произойдет. Шизофренией не страдаю. 

— Обычно авторы больше всего любят свое последнее детище. Самая свеженькая книга, появившаяся на книжных лотках в Харькове — «Магус». Откуда такое магическое название? 

— Действие происходит в Италии, в XV веке, в 1452 году. Привязка временная есть — год рождения Леонардо да Винчи. В фамильном поместье обитают призраки, есть нечисть — мелкий народец, обитающий в любом временном срезе, сосуществующий с людьми. Некий орден Магусов-законников расследует преступления, совершенные с помощью магии. Думаю, читателю будет интересно. 

— А есть ли произведения, где действия происходят, например, в Киеве? У всех ностальгия по булгаковским мотивам. 

— Да. Есть мистические рассказы, которые происходят именно в этом городе. Называются «Киевские истории» Есть описания, которые происходят в Белоруссии, в 90-х годах прошлого столетия. Мистические, фольклорные. Но время — всего лишь декорация. Ведь, предположим, о любви мы можем сыграть в костюмах средневековых, можем надеть современную одежду или античные хитоны. Эпоха диктует свои нюансы, сознание, мышление, взаимоотношения. Вот это все вместе либо срабатывает на идею, либо нет. 

— Вы — продаваемый читатель и в России, и в Украине. Авторские гонорары позволяют роскошничать и путешествовать с комфортом? 

— Какие путешествия? О чем вы? Я преподаю на кафедре истории журналистики Киевского университета им. Т.Г. Шевченко. Читаю зарубежку студентам. Но на путешествия с комфортом — не хватает никак. 

— А в вашей жизни бывали чудеса? Бывало ли, что в полночь дверь со скрипом отворилась, и… 

— Есть две наиболее интимные для меня темы, на которые я с журналистами не общаюсь. Это моя личная жизнь и то, что вы назвали дверью со скрипом. 

— Вам нравится жить, проживая столько жизней своих героев

— Жизнь у меня одна, я ее не разделяю. А жить, конечно, интересно! 

Директор фестиваля писатель Александр Золотько на вопрос корреспондента «Вечерки» о том, почему в этом году изменили традициям проведения праздничного концерта на площади Свободы и традиционного фейерверка, ответил: «В этом году мы решили изменить формат в связи с политической ситуацией в стране. Сейчас все в любом случае будет восприниматься как агитация, а мы постарались максимально отстраниться от этого». 

Да, после «Звездного моста» фантастов, как и всех украинцев, ожидает 30 сентября — реальный, внеочередной, политический парад планет, пред которым меркнет все. Но жизнь идет своим чередом, и фантасты создают свои миры, абсолютно свободные от политического хаоса. Они, как дети с храбрым сердцем, рубят арбузы сверкающими мечами, держат ее величество Жизнь на острие шпаги, путешествуют в медном тазу как в машине времени, корректируют по своему разумению, до неузнаваемости, пространство, создают такой пустячок, как вечный двигатель. Одним словом, дурачатся сами и дурачат нас — читателей. Но ведь все мы привыкли быть обманутыми, мы даже этого хотим. Тем более если это сделано талантливыми людьми.