«Эфиры и мистрали» – выставка работ под таким интригующим названием открылась в Харьковском художественном музее. Автор работ – харьковский живописец Александр Ризниченко – приглашает поразмышлять на философские темы.

Это первая персональная выставка Александра Ризниченко в Харьковском художественном музее. Хотя он известен далеко за пределами Украины – в Баден-Бадене есть его постоянно действующая экспозиция, также полотна художника выставлялись в США, Франции, Бельгии и хранятся в ряде частных коллекций за рубежом. Выставка неслучайно носит название «Эфиры и мистрали», потому что автор глубоко погружается в философскую тему и приглашает в это путешествие зрителя.

 — Эфир – это понятие древнегреческой мифологии, это тончайшая первооснова, так называемая квинтэссенция, его еще называют «пятым элементом», существующим наряду с воздухом, водой, огнем и землей. Считается, что эфир объединяет абсолютно все и гармонизирует пространство. Что касается мистраля, то это северо-западный ветер, который господствует на средиземноморском побережье Франции, одним он приносит безумие, другим – гениальное озарение, — говорит заведующая отделом зарубежного искусства Харьковского художественного музея Марина Филатова.

Еще одно уникальное свойство этого ветра – способность очищать воздух от пыли и грязи, благодаря чему воздух становится чистым и прозрачным. И это позволяет увидеть все на сотни километров вокруг. Именно это много лет притягивает на юг Франции художников, в частности импрессионистов. Серия пейзажей «Французский Прованс» – результат вдохновения от странствий Александра Ризниченко по югу Франции.

 — Первая мысль: космическое пространство – оно эфирное, это полет, в нем все взаимосвязано, нет ни единой частицы в этом космическом эфире, которая могла бы себя отделить от всего остального. Я решил дерзнуть и изобразить вообще отсутствие неба, для меня небо и земля – одно и то же. Для меня, допустим, в прямоугольнике заключена некая волновая субстанция в виде, допустим, лаванд. Я хочу этим подтвердить манифестацию Малевича о том, что мы заключены в какую-то единую среду, объединяющую всех. Это основная идея выставки, — говорит Александр Ризниченко.

Рядом с залом, в котором выставлены работы с впечатлением от Прованса, совсем другой зал – по цветовой и жанровой теме. Это натюрморты, многие из них раскрывают тему цветов и имеют теплый, желтый цвет. Еще в одном зале есть работы из серии «Березовые аллеи». И такое расположение символично.

 — Получилось так, что в одном из залов у меня северный пейзаж есть, а здесь — натюрморты, очень теплые по колориту. Получается, есть и север, и юг. Идея выставки — паломничество Винсента Виллема Ван Гога с его северной родины на юг. Я в каком-то смысле посвящаю этому борцу, герою-одиночке эту выставку, воспеваю его героический дух, — поясняет Александр Ризниченко.

И еще это вектор движения человека с севера, увлеченного райским садом, говорит художник. Философские работы из серии «Березовые аллеи» рассчитаны на внимательного зрителя, который сможет разглядеть у них то, что на первый взгляд скрыто, – фигуры людей, животных. А еще сможет поставить себя на место охотника, который олицетворяет человека, ищущего смысл жизни. Среди сильных сторон художника – умение совмещать цвета.

— Сине-лиловая гамма, которую художник использует, — цвет настолько притягательный, это, пожалуй, один из самых мистических оттенков спектра. Он влияет на людей, его часто используют в медитативных практиках. При большой насыщенности он может означать силу и власть, а при меньшей — духовность и беззащитность, — говорит Марина Филатова.

В ряде работ автор использует прием повторения элементов – например, можно увидеть волны. Художник подчеркивает: природа не терпит хаоса, у Вселенной есть свои законы и определены циклы, в частности такие, как времена года, ночь и день. Погрузиться в философскую тему в художественном музее можно до первого июля.