По какой системе украинцы будут избирать парламент и на что обращать внимание избирателю – об этом в программе «Комментарии» на телеканале Р1 рассказала политический эксперт Елена Бугло.

Выборы пройдут по смешанной системе


—  Какие бывают системы выборов, чем они различаются? По какой системе украинцы будут голосовать уже в июле этого года на внеочередных парламентских выборах?

– Украина уже вошла в новый избирательный процесс – 21 июля состоятся досрочные выборы в парламент. Когда президент заявлял о роспуске парламента (досрочном прекращении его полномочий. – Прим. ред.), то говорил, что он за открытые списки. Но когда собрался парламент, стало понятно, что закон об открытых списках он принять не сможет. Начались различные обсуждения, манипуляции. Люди не до конца понимают, из-за чего же ругаются между собой политики.

Итак, согласно системе, по которой мы избираем Верховную Раду, половина депутатов избирается по партийным спискам. То есть за 225 мест соревнуются несколько партий, а избиратели голосуют за какую-то определенную партию. И есть еще в Украине 225 округов (по объективным причинам сейчас работают 199), от которых в выборах участвуют мажоритарные кандидаты. На Харьковщине 14 избирательных округов: семь – в Харькове и семь – в области. Это и есть смешанная система.

Многие говорят, что мажоритарная система характерна тем, что кандидат приходит, задабривает избирателей какими-то подарочками и тем самым обеспечивает себе голоса. На самом деле, несмотря на «подарочки», люди могут проголосовать совершенно за другого человека.

Когда проводились консультации между президентом и парламентом по поводу того, как проводить эти выборы, пришли к мнению, что вернуть полностью пропорциональную систему (то есть убрать мажоритарщиков, которые якобы подкупают своих избирателей, и оставить только партийные списки) не получится, поскольку закон изменить уже нельзя. Надо сказать, что полностью пропорциональная система у нас уже была. Впервые она была введена в 2002 году, по ней выбирали парламент также в 2006 и 2007 годах. К каким-то существенным улучшениям это не привело, и в 2012 году мы выбирали Раду снова по смешанной системе.

– А в чем не увидели улучшения? В качестве парламента?

– Во-первых, не было улучшения качества работы парламента, а во-вторых – развития самой партийной системы. Эксперты говорят о том, что пропорциональная система работает очень хорошо лишь при развитой партийной системе. Говорили, что при пропорциональной системе легко образуется большинство в парламенте, будет коалиция и т. д. Кто помнит хорошо 2006 и 2007 годы и то, как тогда создавалась коалиция, скажет, что прогресса не вышло. Тогда часть мест в парламенте были накрыты полотнищем, и депутаты вообще не ходили на заседания ВР. Виктор Ющенко дважды распускал парламент. Один раз ему удалось довести процесс до конца, а второй раз парламентарии сказали, что мнение президента их не интересует, и процесс затих.

Поэтому ни один эксперт вам честно сказать не сможет, какая система лучше. Хотя признано, что система открытых списков является более прогрессивной.

–  Между тем в США работает именно мажоритарная система…
– Действительно, в стране с самой устойчивой демократией – мажоритарная система. Правда, конгрессмены там выбираются каждые два года.

Что такое закрытые списки


— Итак, в парламенте, который мы выберем 21 июля, займут свое место и мажоритарщики, и представители партий. А что касается открытых и закрытых партийных списков, что за этим стоит и на что обращать внимание избирателям?

— Есть мнение, что закрытые списки – это объект некой манипуляции. Но каждый гражданин может зайти на сайт Центральной избирательной комиссии, где все списки партий опубликованы. Все 225 кандидатов от партии там записаны. Избиратели, как правило, знают только первую пятерку. Но это вовсе не потому, что партия скрывает всех остальных, а потому что 225 человек на билборды никто не выносит – они там просто не поместятся. Для избирательных технологий, для пиара используется только первая пятерка списка – как правило, знаковые личности. В ней зачастую фигурируют женщина, мужчина, волонтер, участник АТО и т. д., чтобы избиратель посмотрел и сложил определенное мнение о том, как партия собирается работать в парламенте. Но это вовсе не означает, что списки закрыты для общественности.

— Что же тогда политики называют открытыми и закрытыми списками?

— Закрытость списка означает, что партия сама формирует последовательность кандидатов в нем. То есть в списке 225 кандидатов, партия набирает на выборах, условно говоря, 10% – это и есть проходная часть списка, не более 25 первых по списку кандидатов. Остальные 200 будут ждать своей очереди. Бывает так, что политическая сила заходит в парламент и многие из нее переходят в правительство. Список двигается, и какой-то следующий по списку кандидат попадает в парламент. Но он может отказаться от своего депутатства, и тогда зайдет следующий.

— У нас сейчас проходной барьер 5%.

— Да, то есть 11 человек – это минимальное количество, с которым политическая сила может попасть в парламент.

Что подразумевают открытые списки


— Что же тогда такое открытые списки?

— Обычно представляют это таким образом: я прихожу на избирательный участок и сам выбираю пять человек из партийного списка. Мы с коллегами часто бываем в европейских странах и специально наблюдаем за процессом голосования. Во многих европейских странах списки действительно являются открытыми именно в таком смысле. Например, в Норвегии (где, по самым разным рейтингам, наибольший уровень счастья у населения) простая система выборов с открытыми списками. Приходит избиратель, теоретически даже со своим бюллетенем определенной партии (партии заранее раздают их избирателям, чтобы они могли сориентироваться), секретарь комиссии ставит печать или подпись – и он считается действительным. Заходит в кабинку и выбирает кандидатов из этой партии, которые ему нравятся. Мы встречались с представителями норвежских партий и спрашивали: «Партия сформировала свой список в определенной последовательности. Как часто меняется очередность?». Говорят, что на самом деле, когда избиратель выбирает приглянувшуюся именно ему пятерку, это не особо влияет на очередность. Возможно, конечно, в Норвегии партии формируют свои списки, выставляя в впервые ряды наиболее влиятельных политиков.

В Литве тоже открытые списки. В бюллетене у них партии, которые участвуют в выборах, а внизу – пять клеточек, в которые избиратель может внести кандидатов из партии, за которую он проголосовал. Мы спрашивали, насколько сложна процедура подсчета голосов. Говорят, что систему уже отладили, и много времени у них это не занимает.

То есть если захотеть, все может получиться. Не такая уж это и сложная система, как утверждают многие наши политики.

— Могут ли споры политиков как-то расшатывать ситуацию или стать предметом манипуляций? И как в этой ситуации сохранить спокойствие? На кого ложится эта ответственность, в том числе на местном уровне?

— На местном уровне на это повлиять никак нельзя – политики везде используют то, что не все избиратели толком понимают, о чем идет речь. Используют недостаточно высокий уровень осведомленности населения. А чтобы все в этом хорошо разбирались, нужна разъяснительная кампания.

Кстати, парламент в первом чтении принял законопроект о том, чтобы выборы в парламент проходили по открытым спискам (проект Избирательного кодекса принят в первом чтении 7 ноября 2017 года. – Прим. ред.). Но в нем – очень сложная схема даже для понимания тех, кто занимается этим постоянно. Во втором чтении депутаты собирались эту схему полностью поменять (всего в проект подано 4,5 тысячи поправок. – Прим. ред.).

Поясню, как должна работать эта схема в соответствии с законопроектом. К примеру, на прошлых парламентских выборах в голосовании приняли участие 13 миллионов избирателей. Высчитывается избирательная квота: цифра 13 миллионов делится на полный состав парламента (450 человек) и определяется доля одного голоса. Например, 25 тысяч голосов должен получить каждый депутат. Дальше отбираются партии, которые прошли пятипроцентный барьер. И высчитывается, сколько каждая партия может получить мест в парламенте. Затем, согласно законопроекту, партии должны сформировать общеукраинский и региональные списки. Исходим из того, что 25 тысяч – избирательная квота. Например, на прошлых парламентских выборах БПП «Солидарность» набрал по Харьковской области 144 тысячи голосов, тогда пять мандатов Харьковская область получила бы в общеукраинском списке партии. Их бы убрали из общеукраинского списка, и пять человек выбирались бы в Харьковской области. Вот такая очень сложная схема...

— Но зачем изобретать велосипед, если подобные схемы уже отработаны в Норвегии, Литве? Почему бы не перенять их опыт?

— Универсального рецепта нет и совершенству предела нет. Но хочу еще раз отметить: на грядущих выборах каждый избиратель имеет возможность ознакомиться с полным списком, увидеть программу партии, погуглить и найти информацию о том или ином кандидате.

Совет избирателю: анализируйте информацию


— Как сохранить спокойствие и стабильность в регионе в преддверии и в ходе выборов на Харьковщине? Кто несет ответственность за то, чтобы они прошли демократично и прозрачно? Кстати, образцом послужили выборы президента, и не последнюю роль в этом сыграла глава области.

— Совершенно верно, президентские выборы на Харьковщине были образцовыми – не было ни замечаний, ни фальсификаций. Председатель облгосадминистрации Юлия Светличная проводила встречи с правоохранителями, призывая их к тому, чтобы выборы прошли честно и безопасно. Министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что будет следить за четким исполнением законодательства, и слово свое сдержал. Это будет продолжено и на грядущих выборах. Конечно, найдутся политические силы, которые считают, что расшатывание ситуации сыграет им на руку. Но пока оснований для беспокойства нет.

— Как идет подготовка на местном уровне? ЦИК заявляла о сложностях подготовки в столь сжатые сроки, в частности при проведении тендеров.

— Схема отлажена сразу после президентских выборов, окружные комиссии сформированы. Помещения, кабинки, флаги, столы на участках есть. Местная власть всегда помогает этому процессу. Все будет хорошо.

Главное, что я хотела бы посоветовать избирателям: не верьте слепо всему, что слышите по телевизору, что видите на билбордах, – нужно читать, уточнять информацию, анализировать.