Воистину весь мир — театр. Недавно в этом убедились работники и обитатели самого, казалось бы, далекого от искусства учреждения — колонии № 18. Там вот уже почти год существует театр, который показал первую премьеру — спектакль «Дом, который построил Свифт».

Ровно двести пятьдесят пять лет назад толпы ирландцев провожали в последний путь своего великого кумира — Джонатана Свифта, высмеявшего всю глупость человеческую, существовавшую в то время на земле. Властолюбие и скупость, богатство, чванливость и жестокость — вот герои его произведений, ставшие по воле творца лилипутами и великанами, пришельцами из иных миров и фантастическими существами. Джонатан Свифт всю свою жизнь защищал слабых, обездоленных, обиженных. Может, именно эту защиту имели в виду заключенные харьковской колонии № 18, когда, организовав свой театр, выбрали для постановки пьесу Григория Горина «Дом, который построил Свифт» — глубоко философскую и бунтарскую.
Говорят, что «театр начинается с вешалки». А вот и нет — вешалок «за решеткой» не держат, даже театральных. Там весь театр начинался со спектакля другой харьковской труппы: «Арабески» гастролировали по местам не столь отдаленным, в том числе и в восемнадцатой. Возник совместный проект, решено было попробовать. Благо, заокеанские меценаты выделили на это деньги. Поначалу зэки отнеслись к идее настороженно. Наверное, не стоит говорить, что все женские роли из спектакля пришлось вымарать — «по понятиям» мужчинам их играть не пристало, а колония-то мужская...
Год шли приготовления — и заключенные втянулись в работу: сами изготовили декорации и костюмы, воодушевленно распределяли роли, репетировали... Главным режиссером театра колонии стала актриса «Арабесок» Светлана Олешко. То ли в шутку, то ли всерьез она призналась после премьеры, что главное, чем ее привлекает работа «на зоне» — то, что там «всегда аншлаги». В каждой шутке — доля правды: публика за «колючкой» действительно особенная — неизбалованная, но чрезвычайно чувствительная, отзывчивая, жадно вслушивающаяся в каждое слово. Как признались надзиратели, такой тишины, какая стояла во время спектакля, добиться от здешних обитателей практически невозможно никакими методами...
Трагикомедия, рассказывающая о том, как общество отторгает непохожего на других человека, шокировала всех без исключения зрителей. Заключенных — хотя бы тем, что в зоне театр возник впервые, руководство учреждения — тем, что, вопреки ожиданиям, в театре родился не простенький «кухонный» спектаклик, а серьезное, глубокое произведение. А нас, журналистов, и прочих гостей, поразил тот факт, что договор тюремного руководства с театром «Арабески» об отсутствии цензуры был полностью соблюден. Свифт — бунтарь-одиночка — предстал перед нами «в полный рост», без купюр, в отличие от тех «прилизанных» книжек, по которым мы знакомились с его произведениями в детстве (это же надо было додуматься — из «Гулливера» сделать детскую сказку!..)
После премьеры руководство колонии с удивлением заявляет со сцены: «Времена «Мурки» и «фени» за решеткой закончились... Пришли классическая литература и качественная музыка...» Иван Ткаченко, заместитель начальника колонии, сказал: «Давайте отходить от гулаговских времен, тюремной субкультуры, воров, понятий. Этого уже нет. За другие губернии не ручаюсь, а в Харькове так точно!»
А ведь спектакль мог и не состояться из-за... летней амнистии. Тогда исполнителям главных ролей представилась возможность выйти на свободу. Уникальный случай в тюремной практике: некоторые заключенные обратились к руководству колонии с просьбой о продлении срока, чтобы принять участие в премьере и нескольких показах спектакля, пока им будет подготовлена замена.
А тем временем театр «Арабески» готовит еще одну тюремную премьеру. И тоже не рождественскую сказку — в одном из исправительных учреждений Львова ставят «Фауста»... Нельзя не признать, что подобные спектакли имеют не только эстетическое, но и серьезное практическое значение: психологи колоний, в которых реализуются театральные проекты, утверждают, что исполнение ролей в спектаклях помогает заключенным провести переоценку ценностей, стать на путь исправления. Один из исполнителей, молодой парень, сказал прямо: «Что вы думаете, я зря тратил время, разучивая роль?! Я обязательно буду поступать в театральный институт. Я уже решил!» Как знать, может, у него это и получится — во всяком случае, хочется пожелать, чтобы получилось. Ему и всем нам...