Психологи уже давно пришли к выводу, что зазубривать информацию абсолютно бесполезно. Тем более если эта информация длиннее пяти предложений.

Когнитивисты высмеивают времена, когда студенты и школьники зачитывали до дыр учебники и конспекты или перечитывали по нескольку раз одну и ту же формулу в надежде, что она отложится в голове.

Первый способ вполне известный – припоминание. Прочитав страницу, прикройте ее рукой и попробуйте сообразить, что все-таки там описывается, о чем текст. Можно выделить ключевые фразы и запомнить только их, а дальше мозг сам подскажет, как дополнить свой пересказ.

Второй способ уже более сложный – интервальное повторение. Его суть заключается в повторах пересказа нужной информации в разный период времени. Эту систему вывел немецкий психолог Эббингауз, путем опыта над людьми он выяснил, что 60 % информации забывается в первый час, а после 10 часов остается лишь 35 %. Его схема выглядит так: повторить текст сразу после прочтения, через 20 минут, через восемь часов и через сутки.

Эббингауз также выяснил, что самая запоминающаяся часть текста – это начало или конец. Поэтому третий способ – эффект края, можно использовать на небольших материалах, где из первого или последнего предложения вполне очевидна середина.

Еще один способ, который поможет запомнить нужную информацию, – эмоциональное окрашивание. То есть представление того, о чем вы читаете. Например, если это список костей, представьте, что это рука красивой девушки, которой вы помогаете спуститься по ступеням, поддерживая за нижний конец локтевой кости. Но если фантазия совсем не работает, фильм вам в помощь.

Популярный совет от авторов книги «Усвоение знаний без скуки и зубрежки», пожалуй, самый оптимальный для тех, кто учит все в последний день. Исследователи предлагают попробовать сначала найти свое мнение или решение по вопросу, не заглядывая в учебник. Представьте, что вы сдаете экзамен и вытянули билет. Сначала необходимо подумать, что бы вы сами сказали на заданную тему, кроме, пожалуй: «Н-у-у-у…» И только потом приступайте к запоминанию.