Уже с 1 сентября для украинских школьников станет более доступным семейное образование.

Насколько важна школа в жизни ребенка и как обучение в отрыве от сверстников может повлиять на его дальнейшую жизнь, выяснял «Вечерний Харьков».

– В соответствии с Законом «Об образовании», считается индивидуальным семейное образование, экстернат и педагогический патронаж, – поясняет государственный эксперт Директората дошкольного и школьного образования МОН Елена Линник. – Педагогический патронаж предусматривает сопровождение педагога от школы, экстернат и семейное образование – это только консультации и оценки. Семейное образование и экстернат очень похожи между собой, но разница в том, что на семейное образование имеют право все, а на экстернат – исключительный перечень лиц.

Перейти на семейное образование смогут все желающие, достаточно лишь написать заявление в школу по месту регистрации. Принимать их начнут с 1 сентября. После этого преподаватели помогут составить учебный план и проведут с родителями и с ребенком консультацию. А в конце семестра детей будут ждать оценки знаний.

Новация вызвала переполох в харьковских семьях. Некоторые родители буквально загорелись идеей перевести ребенка на семейное обучение.

– Моя дочка – очень творческая натура, – поделилась мама пятиклассницы Анжела. – Она посещает художественную студию, пишет стихи, занимается риторикой, к нам приходит педагог по музыке. И свое будущее она связывает именно с творчеством. Школа ее тяготит, мешает развитию. Так что я бы перевела ее на семейное обучение.

Другие изумляются: как можно лишить ребенка школы и общения со сверстниками?

– Я бы не хотела, чтобы мой внук превратился в буку, безвылазно сидящего дома и уткнувшегося в свой компьютер. Его и так от него не оттянешь, пусть хоть в школе с нормальными живыми людьми пообщается, – говорит бабушка семиклассника Вера Григорьевна.

По словам психологов, семейное образование действительно подходит далеко не каждому ребенку. И во многом целесообразность такого шага зависит от семьи.

Нельзя научиться плавать, лежа на полу


Посадить ребенка дома и сделать из него Маугли, когда ты живешь в мегаполисе – это глупо, считает кандидат психологических наук, старший научный сотрудник отделения психологии Института охраны здоровья детей и подростков Национальной академии медицинских наук Украины Елена Кириллова.

– Переход на семейное обучение во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Если ребенок здоров физически, активен в пределах нормы, то, конечно же, убирать его из социальной среды – это, можно сказать, даже преступление против личности. Потому что родители должны обеспечить ребенку адаптацию в социуме. А адаптация в социуме проходит в детских коллективах. Если же родителю просто лень водить ребенка в школу, либо в связи с занятостью на работе некогда отвозить его в учебное заведение, и ему легче, чтобы чадо сидело дома, – безусловно, это неприемлемо.

По словам Елены Кирилловой, изоляция ребенка от сверстников, лишение его социализации может привести в дальнейшем к сложностям в установлении контактов, что способно существенно подпортить его будущее.

– Ведь мы живем в социальном обществе. Достаточно мало видов работ, которые подразумевают отсутствие социальных контактов. Ну не все же могут быть IT-шниками и сидеть целый день за компьютерами, не общаясь с другими людьми. Поэтому очень важно уметь поддерживать контакты, – говорит психолог. – Кто-то из нас в силу личных особенностей контактен сам по себе, социально смел, ему легко эти контакты устанавливать. Но некоторым людям этому нужно учиться. Учиться договариваться, поддерживать отношения – дружеские, приятельские, ориентироваться в этом. А такие навыки формируются непосредственно в среде. Нельзя научиться плавать, лежа на полу, и правильно махать руками. Аналогично – нельзя научиться социальным контактам, сидя дома и читая книгу «Как завести себе друзей». Да, ты будешь это знать, но обязательно нужно тренировать навыки.

Чтобы не загубить самооценку ребенка


А вот если ребенок имеет определенные проблемы со здоровьем, семейное обучение может быть для него выходом, считает Елена Кириллова.

 – Если в силу определенных особенностей, например гиперактивного расстройства с дефицитом внимания, ребенок не удерживается в большом школьном коллективе, нарушает дисциплину, такое обучение для него является неким спасением для сохранения мотивации к обучению. Нельзя ведь совсем загубить самооценку ребенка, – говорит Елена Кириллова. – Но даже при этом нельзя лишать ребенка коллектива, можно обеспечивать ему другие детские коллективы – более кратковременные. Социальные контакты будут сохраняться за счет дополнительных секций, кружков, где он тоже пересекается с ребятами. Так что для этой категории детей, я считаю, семейная форма обучения будет полезной и нужной.

Когда в отрыве от школы – проблемы нет


По мнению же профессора кафедры сексологии и медицинской психологии Харьковской медицинской академии последипломного образования Марианны Марковой, социализация даже здорового ребенка в кружках и секциях может принести ему пользу.

– Безусловно, социализация, взаимодействие с социумом, умение налаживать отношения – обязательное условие для того, чтобы ребенок формировался успешной личностью. Но насколько современная школа способствует развитию именно этих качеств, а не других, негативных, это большой вопрос, – говорит она. – Поэтому, если ребенок помимо школы посещает какие-то секции, кружки, он социализирован не только в школьных условиях, но и во всех остальных. У него есть большой круг общения, и совсем не обязательно, чтобы этот круг общения был связан именно со школой. Он может быть связан с занятиями танцами, музыкой, спортом, творчеством. Современные нормальные дети должны заниматься несколькими видами деятельности, получать физическое, интеллектуальное, творческое развитие, чтобы в будущем ребенок мог выбрать свое направление движения. В этом случае я не вижу в отрыве от школы большой проблемы, даже наоборот. К сожалению, в наших школах нередко можно столкнуться с подавлением личности. Причем не со стороны детей, а со стороны самой школьной системы. И учитель, который хорош как предметник, может быть абсолютно некомпетентен как педагог.

По словам психолога, возможность семейного обучения должна быть, но пользоваться ею или нет, во многом зависит от семьи.

– Одно дело – родители-деспоты, которые будут ограничивать контакты ребенка и его развитие. И совсем другое – родители, которые хотят обезопасить ребенка от безумной «совковой» школьной системы, которая, к сожалению, еще встречается во многих наших школах, – говорит Марианна Маркова.