В Украине c 1 июля разрешено проектировать парковки на крышах общественных зданий.

Таким образом, можно будет оставлять свои авто на кровлях торговых и торгово-развлекательных центров или собственного офиса. Разгрузит ли это харьковские улицы от припаркованных на них автомобилей?

Сегодня во многих странах мира достаточно распространенным является размещение парковок на кровлях торговых центров и других современных общественных зданий.

– Например, такие стоянки есть в Польше, Франции, Италии, Германии, – говорит заместитель министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Лев Парцхаладзе. – Это очень хороший выход из ситуации, потому что иногда чрезвычайно трудно найти свободное место под паркинг, особенно в большом городе. Поэтому для расширения количества паркомест стали использовать эксплуатируемые кровли общественных зданий.

Норма начала действовать с 1 июля – в связи с изменениями, внесенными в Государственные строительные нормы (украинская аббревиатура ДБН, Державні будівельні норми – обязательные к исполнению нормативные документы, используемые при проектировании новых и реконструкции существующих зданий, кварталов, микрорайонов в соответствии с их назначением). По словам чиновника, исключение составляют здания детсадов, школ и корпусов больниц с палатами.

По мнению профессора кафедры урбанистики Харьковского национального университета строительства и архитектуры Валерия Гука, реализация этой идеи нуждается в серьезном обсуждении со специалистами – с расчетами рациональности такого шага.
 
– Обычно первые этажи отдавались под гаражи, а уже выше располагался супермаркет. А сверху на крышах? Это прекрасное место для садов. А для автомобилей там не так уж и много пространства – ну будут машины падать сверху вниз. Многоэтажный гараж построить и занять крышу – это другое дело. А крыши на административных зданиях? Не знаю, – поделился своими сомнениями с «Вечерним Харьковом» ученый. – Нужно посчитать, сколько там будет мест, насколько это будет выгодно. Опять же выдержит ли здание парковку на крышах? Это должна быть совершенно другая несущая способность перекрытий, чтобы они выдержали соответствующую нагрузку. А еще придется сделать крышу над крышей, чтобы защитить машины от снега и дождя.

Автоматизированые парковки экономят пространство


С 1 июля вступили в силу еще одни изменения в ГСН. Они предусматривают возможность проектирования автоматизированных парковок в больших городах.

«В действующих до сих пор ГСН была прописана только возможность проектирования обычных и механизированных гаражей, где вертикальное перемещение авто осуществляется с помощью специальных механизмов, а горизонтальное – с участием водителя, – написал на своей страничке в Facebook Лев Парцхаладзе. – Однако именно автоматизированные парковки являются эффективной заменой обычных гаражей и парковок».

Во-первых, по словам чиновника, это экономит пространство, поскольку на небольшом участке земли можно разместить в несколько раз больше машин, чем на обычной парковке, что особенно актуально для районов крупных городов с плотной застройкой. А во-вторых, автоматический процесс экономит время водителей на парковку.

– В Америке такие стоянки начали строить еще в 40-50-х, а в Европе в 70-80-х годах прошлого века. Надеюсь, что после вступления в силу этих изменений таких автостоянок в Украине станет значительно больше, а проблем с нехваткой паркомест в больших городах, особенно в центре, напротив, станет существенно меньше, – говорит Лев Парцхаладзе. – Состав и площадь помещений, вид несущих конструкций, количество ярусов определяются заданием на проектирование. При проектировании автоматизированных гаражей надо также предусматривать доступ персонала для техобслуживания на каждый ярус и к каждому машиноместу.

Харьковские ученые опережают время


Кстати, систему многоэтажной автоматизированной парковки харьковские ученые – Валерий Гук и инженер-конструктор Александр Мовчан – разработали еще десять лет назад и даже создали ее макет. На вид напоминает высотку, только для машин. Основное действующее лицо здесь – подъемно-спусковой механизм.

– Такая парковка может быть и в шесть этажей, и даже в десять. Суть ее – в полной автоматизации всех процессов: въезд и выезд автомобиля происходит без участия водителя и пассажиров, – рассказывает Валерий Гук. – Подъехал, поставил машину в лифт и уехал – дальше все делает автоматика: автомобиль поднимается на нужный этаж и определяется в соответствующую ячейку с использованием автоматической системы распределения. А когда забираешь машину, то просто нажимаешь номер ячейки – и машина выезжает. Паркинг занимает немного места, сохраняет авто от повреждений и угона, но самое главное – освобождает улицы и дворы. В общем-то, это не новинка, и в мире такая система применяется достаточно широко.

Валерий Гук неоднократно предлагал городским властям разместить систему многоэтажных автоматизированных парковок внутри кварталов, в том числе и внутри спальных районов, что позволило бы разгрузить придомовые территории жилых многоэтажек от «ночующих» там машин. Идея нашла одобрение профильного департамента, но реализации до сих пор так и не получила.

«Перехватывающие» парковки


Еще одна новация, которая начала действовать с 1 июля, – возможность строить перехватывающие парковки на въезде в центры крупных городов.

«Обычно они размещаются в окрестностях или при въезде в центры крупных городов вблизи остановок общественного транспорта, чтобы владелец авто мог оставить свою машину и удобно пересесть на метро, ​​автобус или трамвай. Плата за такую парковку стоит копейки по сравнению с парковками в центре, а во многих случаях они вообще бесплатны. Кроме того, пользователи перехватывающих парковок могут со скидкой приобрести билеты на общественный транспорт «туда-обратно». Это действительно выгодно и для людей, и для города. Поэтому мы также нормировали такую ​​возможность в наших ГСН», – пишет в Facebook Лев Парцхаладзе.

По мнению чиновника, такие парковки позволяют уменьшить количество заторов на дорогах, решить проблему с нехваткой парковок в городах, повысить их экологичность и наладить движение транспорта в центре.

– В соответствии с нормами градостроительства, такие перехватывающие автостоянки должны входить в состав транспортно-пересадочных узлов, которые должны предусматриваться в генеральных планах и комплексных схемах транспорта крупных городов для удобной и быстрой пересадки с одного вида транспорта на другой, – продолжает он. – Их количество и емкость определяются на основе расчетов перспективных пересадочных пассажиропотоков и пассажирооборота.

Располагаться они могут на подъезде к центральной части города поблизости от железнодорожных станций, авиационных терминалов, станций метрополитена, остановок маршрутного такси и другого общественного транспорта. Минимальное расстояние до указанных объектов – 150 м.

– При этом до половины всех паркомест на перехватывающих автостоянках должны рассчитываться для хранения авто в течение дня и до 25% – для кратковременного хранения в течение нескольких часов, – говорит Лев Парцхаладзе. 

По словам Валерия Гука, для Харькова эта идея не нова – вопрос создания перехватывающих парковок в городе поднимался еще несколько лет назад, рассматривалась их целесообразность, даже была рассчитана рациональная емкость во всех узлах возможного расположения перехватывающих парковок, но дальше этого дело так и не пошло.

Необходим план размещения парковок


Между тем, по словам специалиста, вопрос загруженности наших улиц, особенно центральных, припаркованными автомобилями сегодня стоит очень остро и к его решению нужно подойти очень серьезно.

– Центральные улицы у нас вообще не предназначены для такого количества машин. Сумская, Пушкинская, Чернышевская, Алчевских – это жилые улицы, а не транспортные. Поэтому нужно либо не пускать транспорт в центр категорически и передвигаться там на велосипедах, маршрутках или пешком, либо строить в кварталах, где есть офисы, автоматические парковки, – говорит Валерий Гук.

Поэтому специалист настаивает на необходимости разработки проекта размещения стоянок в Харькове.

– Парковки могут быть разными в зависимости от количества машин, – говорит Валерий Гук. – Сделать это нужно обязательно сейчас. Потому что в центр города уже невозможно ни проехать, ни пройти – все улочки заставлены машинами.