Новый закон о жилищно-коммунальных услугах предоставил потребителю право не платить за едва теплые батареи или холодную воду из горячего крана.

Какие же шаги предпринять обиженному получателю некачественной услуги, чтобы добиться справедливости?

Закон «О жилищно-коммунальных услугах» позволяет в отдельных случаях не оплачивать коммунальные услуги или же платить меньше.

— Провести перерасчет обязаны в том случае, если предоставлены некачественные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению водоотводу, а также по содержанию домов и придомовых территорий, — уточняет юрист Роман Чумак.

В каких случаях можно не платить


Существуют определенные законодательством нормы качества.

— Что касается отопления, то во время отопительного сезона температура воздуха в жилых помещениях по закону должна быть не ниже +18°C, а в угловых комнатах –   не ниже +20°С. Перерыв в предоставлении услуги может быть не более 12 часов один раз в месяц, — уточняет Роман Чумак. — Если температурные показатели ниже нормативных, жильцы имеют право на перерасчет. Однако это возможно лишь в том случае, если дом хорошо утеплен и не имеет тепловых счетчиков.

Так, тариф за отопление снижается на 5% за каждый градус ниже нормы, то есть: если в квартире +17°С, то взимается 95% от тарифа, если +16°С – 90% , +15°С – 85%, +14°С – 80%, +13°С – 75%. Если температура в квартире +12°С, а в угловых комнатах –  +14°С или ниже, то плата за отопление не насчитывается.

Лестничную клетку не убирают – требуйте перерасчет


— Что касается горячей воды, то ее температура по нормативам может колебаться в диапазоне +50–75°С. При этом с момента открытия крана должно пройти не более двух минут, — говорит юрист. — Если температура воды +45–49°C, то за этот период оплачивается 90% тарифа; +40-44°C – 70% от тарифа. Вода +40°C и ниже считается холодной, поэтому оплачивается по тарифу холодной воды.

При этом перерыв в подаче как горячей, так и холодной воды может быть не более шести часов в сутки, если она предоставляется 24 часа, или не более 30% времени, если подается по специальному графику. Таких перерывов должно быть не более двух в месяц. Если перерыв более длительный, плата уменьшается на 3,3% за каждый день отсутствия услуги.

В тариф по содержанию домов и прилегающей территории включено довольно много услуг. Сюда входит уборка лестничных клеток, освещение, работа лифтов, полив клумб и газонов и много чего еще.

— Если какая-либо из утвержденных услуг не предоставляется или выполняется некачественно, можно также требовать перерасчета, — отмечает Роман Чумак.

Какие шаги предпринять


В украинских реалиях обжалование счетов за некачественные коммунальные услуги – задача непростая, но при желании выполнимая.

— В новом законе прописан порядок оформления потребителем претензий. Если услуга была предоставлена некачественно либо не предоставлена вообще, алгоритм действий следующий: первым делом потребитель сообщает исполнителю услуги о том, что вызывает его для составления соответствующего акта. Причем форма обращения может быть любой, вплоть до сообщения по телефону, – рассказывает Роман Чумак. – Исполнитель обязан в течение суток с момента получения сообщения прибыть для составления акта-претезии. Акт составляется при участии представителя организации, которая предоставляет услугу. В акте-претензии нужно описать ситуацию, указать замеры, поставить дату. Начиная с этой даты будет делаться пересчет. Акт подписывают две стороны – потребитель коммунальной услуги и представитель поставщика услуги. На документе должен быть указан входящий номер, а также фамилия и инициалы человека, ответственного за решение проблемы.

Если представитель компании не пришел


Если представитель исполнителя услуги в означенный срок не прибыл и о причинах неприбытия не известил, потребитель имеет право самостоятельно составить акт-претензию о некачественной либо непредоставленной услуге, заручившись подписью как минимум двух соседей. Обязательно следует указать свои реквизиты и дату.

— Акт направляется компании-поставщику услуги. На протяжении пяти рабочих дней компания должна рассмотреть претензию и дать письменный ответ, в котором указать, будут ли удовлетворены требования потребителя, то есть будет ли произведен перерасчет, — поясняет Роман Чумак. – Отказ выполнить перерасчет можно обжаловать в суде. Если в течение пяти дней потребитель не получил аргументированный ответ от поставщика услуги, его жалоба считается доказанной. Если исполнитель никак не реагирует, если перерасчета нет — обращайтесь в Департамент коммунального хозяйства. Если результата нет – в суд.

Иск освобождается от судебного сбора


В судебном иске можно требовать не только пересчета стоимости услуг, но и моральной компенсации. Сейчас такие иски освобождаются от уплаты судебного сбора на основе статьи 22 Закона «О защите прав потребителей».

По словам юриста, эта норма закона касается в том числе и услуг управителя, в качестве которого могут выступать ЖЭК, частная компания или частное лицо, которое выбрали жители дома.

— Если поставщик не в состоянии предоставить качественную услугу, допустим, по отоплению, это является основанием для отключения от централизованной подачи тепла и установки индивидуального отопления, — уточняет Роман Чумак.