Через месяц в Украине вступит в силу закон о маркировке пищевых продуктов, который, в частности, обяжет производителей указывать на упаковке содержание аллергенов. О каких опасных ингредиентах предупредит этикетка?

6 августа 2019 года вступает в силу принятый в декабре прошлого года Закон №2639 «Об информации для потребителей о пищевых продуктах». Он вводит в обиход ряд инноваций, которые помогут потребителям сделать осознанный выбор. В частности, маркировка должна содержать обязательное указание наличия аллергенов, причем их обозначение должно быть выделено цветом или шрифтом, чтобы визуально отличаться от обозначения других ингредиентов.

Об аллергенах


По словам руководителя отдела тестирования Центра независимых экспертиз «Тест» Нины Кильдий, в продуктах нередко могут содержаться ингредиенты, способные вызвать аллергическую реакцию, поэтому указание их на этикете очень важно.

– Эта норма и ранее была прописана в законодательстве, но не настолько подробно, более обтекаемо, – рассказала эксперт «Вечернему Харькову». – На определенных продуктах можно было увидеть, например, надпись «содержит следы арахиса». То есть многие производители честно маркировали свои продукты, особенно если речь шла об импорте. Теперь в закон внесены более подробные дополнения и определен даже перечень ингредиентов, которых должны опасаться аллергики и которые обязательно должны быть указаны на этикетке как аллергены.

Перечень, по словам Нины Кильдий, включат в себя 14 составляющих.

 – Это список злаков, которые содержат глютен, в первую очередь это касается пшеницы. Кроме того, в перечень входят ракообразные и продукты из них, яйца и яичные ингредиенты (в результате получим довольно большой перечень продуктов, потому что яйца широко используются в кулинарии), рыба и рыбные продукты, а также орехи – миндаль, лесной орех и продукты переработки. Арахис выделен в отдельную строку, потому что является наиболее сильным аллергеном. Далее идут соя и продукты из нее, молоко, сельдерей, горчица, диоксид серы (применяется для ферментации соков и обработки фруктовых и ягодных джемов), моллюски, – перечисляет Нина Кильдий. – Все ингредиенты обязательно должны быть указаны и в общем составе продукта, и дополнительно – в перечне аллергенов.

О съедобности колбасной оболочки


Помимо аллергенов, на каждой этикетке, как мы уже сказали, обязательно должен быть полный список ингредиентов. Также нужно будет указывать:
  • содержание сахара;
  • наличие пищевых добавок и красителей;
  • ограничение для употребления (например, информация об опасности для диабетиков);
  • способ переработки и хранения, а также то, может ли продукт замораживаться повторно (если мясо или рыба были заморожены, должна быть маркировка «разморожено»);
  • для фарша и замороженных продуктов (рыба, внутренности) надо указывать содержание воды в килограмме продукта, если ее больше 5%.
Производители колбас обязаны указывать на упаковке, является ли оболочка продукта съедобной, уточняет Нина Кильдий. Также обязательными являются координаты производителя и даже телефон того, у кого можно уточнить информацию по этому продукту.

При этом законодатели решили, что некоторая информация на упаковке лишняя. В частности, разрешено не указывать калорийность и точный срок реализации. Последнее касается продуктов, срок годности которых год и более, – в этом случае указываются только месяц и год, но не конкретная дата. Также исчезло из обязательного перечня упоминание о наличии растительного масла, в том числе пальмового, о химических добавках, об остатках ветеринарных препаратов. Это касается только продуктов с минимальной степенью переработки – молока, кефира, сыра, масла, сметаны. Также не обязательно указывать процентный состав ингредиентов, можно разместить только их наименование.

О четкости шрифта


Новые требования выдвигаются и к шрифту, которым наносится информация.

– Не секрет, что производители умудряются печатать информацию на упаковке таким мелким шрифтом, что ее невозможно прочесть даже при помощи лупы. Поэтому по новому закону минимальная высота шрифта для надписей не может быть меньше 1,2 мм или 0,9 мм, если упаковка маленькая (сейчас минимальный шрифт – 0,8 мм). Хотя потребителю это мало что даст: если человек не мог прочесть шрифт в 0,8 мм, он вряд ли разберет его и при 1,2 мм, – говорит Нина Кильдий.

Другое дело – требование к четкости шрифта, это на самом деле поможет покупателю узнать информацию о товаре, считает эксперт.

– Это очень важно, потому что в ходе проверок нам неоднократно приходится сталкиваться с тем, что информация наносится поверх какого-то рисунка. Я помню ситуацию с селедкой, когда половину информации на упаковке просто невозможно было прочесть, потому что нанесена она была поверх красивого изображения рыбки, – рассказывает Нина Кильдий. – Нередко невозможно прочитать срок годности продукта. Например, на сливочном масле эта информация наносится дырочками, рассмотреть которые весьма проблематично. На алкоголе с лазерным нанесением информации тоже не всегда дату можно углядеть. На оливковом масле бутылки темного стекла дата нанесена ниже уровня жидкости, разобрать ее, конечно же, нереально.

Об ответственности


Новый закон изменяет меры воздействия на нарушителей правил маркировки продуктов. Юридических лиц собираются штрафовать на 15 минимальных зарплат, а физлиц – предпринимателей – на 10 минимальных зарплат. Если не будет указана информация о наличии аллергенов, то юридических лиц оштрафуют на 30 минимальных зарплат, а физлиц – предпринимателей – на 20 минимальных зарплат.

По словам Нины Кильдий, закон предусматривает определенные переходные периоды для отдельных положений, поэтому украинское законодательство будет переходить к европейским стандартам постепенно.