Передать харьковский метрополитен в коммунальную собственность как способ решения многих проблем подземки предложил на встрече с работниками предприятия городской голова Михаил Добкин. Он отметил, что к самому народному из всех видов транспорта, которое перевозит 800 тысяч человек в день, уже пора повернуться лицом.

То, что состояние работы харьковской подземки вызывает нарекания у горожан, ни для кого не секрет. В вечернее время, например, многие сталкивались с тем, что интервалы между движением электричек составляет 10-12 минут и больше. Не на всех станциях работают эскалаторы при спуске вниз. Часто электрички на Холодногорско-Заводской линии идут только до станции Московский проспект, поэтому тем, кто едет дальше, приходится ожидать подхода следующего состава и т.д. 

На ухудшение качества влияют многие факторы. Как утверждает руководство предприятия, метрополитен работает на пределе. Дело все в том, что для нормального функционирования этого самого популярного вида транспорта попросту не хватает средств. 

Вот уже несколько месяцев директор ГП «Харьковский метрополитен» Сергей Мусеев пытается привлечь внимание властей к проблемам подземки. Отсюда его заявления о необходимости повышения платы за проезд в метро до 1 гривны, чтобы сохранить работоспособность предприятия. Правда, есть еще один способ, признает Сергей Музеев, — дотирование из бюджетов различных уровней, от государственного до областного и городского. Поясняет данную необходимость начальник метрополитена просто: хозяйственная деятельность предприятия (включая плату за проезд, рекламу, аренду площадей) приносит доход 9,2 млн. грн., при том, что расходы (электроэнергия, запчасти и материалы, зарплата сотрудников, охрана милиции и др.) составляют 22,3 млн. грн. Получается, что расходы превышают доходы в 2,5 раза. 

К слову, данные цифры подтверждены неоднократными проверками, которые осуществляли КРУ, СБУ, налоговая милиция, прокуратура, госинспекция по ценам, по охране труда и по использованию и техсостоянию всего оборудования. Проверяющие не выявили ни одного нарушения, но вместе с тем констатировали тяжелое финансовое положение. 

Встретившись с метрополитеновцами, мэр рассказал им, что решение накопившихся проблем видит в том, чтобы передать харьковскую подземку из государственной в коммунальную собственность. И чтобы при этом финансировал ее город в равных долях с государством. Такой подход диктует опыт использования метро в других странах, где это предприятие редко бывает прибыльным, поэтому чаще всего дотируется из разных уровней бюджета, от местного до государственного. Как пример он привел «Горэлектротранс», на финансирование которого городской бюджет выделил 100 миллионов гривен в год, что существенно поддержало хозяйственную деятельность предприятия. 

Коснулся Михаил Маркович в беседе с сотрудниками подземки и строительства новых станций метро Алексеевской линии. Здесь городские власти уже демонстрируют пример заботы о метростроевцах. Так, из запланированных 19,1 млн. грн. городской бюджет уже выделил 10 млн. 82 тыс. Вскоре будет выделена остальная сумма. И это при том, что из областного бюджета пока не было выделено ни копейки, хотя планировалась сумма в 20 млн. грн., подчеркнул мэр. Деньги из госбюджета (80 млн. грн.) уже начали поступать и до конца года должны быть освоены. Поэтому открытие станции «Алексеевской» можно будет ожидать в скором времени, следующая станция этой линии войдет в строй через год-полтора.