Как оказалось, в родной Харьковской области можно найти красоты, сравнимые с романтическими дворцами Версаля и Ниццы. Европейские устремления наших предков были сильны и в те далекие времена.

Маршрут от Харькова выстраиваем так: около 40 км – до поселка Старый Мерчик Валковского района (усадьба Шидловских), затем проезжаем еще 35 км до Шаровки Богодуховского района (дворец Кенига), а оттуда около 18 км остается до имения Натальевка (поселок Владимировка Краснокутского района).

Слобожанский Версаль


В поселке Старый Мерчик на берегу реки находится один из старейших усадебно-парковых комплексов Слободской Украины. Принадлежал помещикам Шидловским, бывшим одними из богатейших землевладельцев на территории нынешней Харьковской области. Усадьба и парк занесены в Список исторических населенных пунктов Украины. Дворцово-парковый ансамбль – памятник архитектуры национального значения.

Увы, сейчас прежний роскошный дворец в усадьбе Шидловских уже не тот. А ведь были времена, когда сам российский император в 1891 году объявил эту территорию заповедником — такая это была красота, да еще и старейший парк во всей Российской империи.

Вытянутый вдоль реки почти на 9 км поселок в свое время отделился от села Всесвятского, которое разделилось на села Старый Мерчик, Доброполье и Новый Мерчик. Село принадлежало харьковским полковникам Федору и Лаврентию (дяде и племяннику) Шидловским. С 1691 года хозяева успешно занимались традиционными скотоводством и виноделием.

Но когда после упразднения полкового устройства в 1776 году имение перешло в руки внука Лаврентия – Григория, тут-то и началось превращение сельского участка в дворцовый ансамбль в стиле Людовика XVI – настоящее французское барокко. Шикарным было все – от господского дома до нескольких каменных флигелей (в том числе для прислуги). Ни один из фасадов замка не повторял другой. Внутри дворца практически не было острых углов – многие комнаты построены в форме полукруга или овала.

Перед южным фасадом дворца был разбит регулярный партер с «затеями» (видовые площадки, каскады, лесенки). Именно они произвели наибольшее впечатление в начале XX века на известного знатока усадебного хозяйства Георгия Лукомского: «Несколько беседок, мостов, построечек типа «шале» наполняют зеленые рощи, разнообразят холмы, мелькают белыми колонками своим сквозь чащу дубов, кленов и ясеней».

Неудивительно, что упоминания о дворце Шидловских внесены почти во все учебники по украинской архитектуре. Вокруг дворца разбили также шикарный парк с беседками, мостиками, небольшими уютными домиками для отдыха, насадили около 30 видов деревьев – 120 тысяч рублей серебром ушло на обустройство усадьбы. Громаднейшие по тем временам деньги, да еще и в глухой провинции, в тысячах верст от столичных Москвы и Санкт-Петербурга.

Автором проекта дворца принято считать губернского архитектора Петра Ярославского, что вызывает сомнение у того же Георгия Лукомского – были кардинальные отличия поместья от других соседних усадеб и сходство его с польскими усадьбами в Белоруссии.

Процветание Мерчика продлилось и в XIX веке: паркетная фабрика, винокуренный, селитренный, кирпичный заводы – одно из самых преуспевающих хозяйств Слобожанщины. Но потом усадьбу продали, и постепенно все начало приходить в запустение. Среди парка устанавливали то конюшни, то спиртовой заводик, то молотилку и другие доходные предприятия. Предметы роскоши – картины, вазы, статуи – выбросили.

После прихода большевиков в усадьбе разместили сельскохозяйственную школу (сельхозтехникум, позднее – зооветучилище). Молодежь к жемчужине архитектуры относилась без пиетета, и здание основательно подпортилось. В середине 1990-х техникум прикрыли. Окна центрального здания замуровали. Но все же туристы не прекращали паломничество. Пока в 2018 году пожар практически не уничтожил памятник архитектуры.

Особо не рассчитывайте найти в этих местах блага цивилизации. Кафе и ресторанов практически нет, магазины – разве что в селах, а в самих усадьбах и воду-то не везде купить можно. Берите с собой. Зато вход пока бесплатный.

Шаровка: повесть о неразделенной любви


Вход в имение сахарозаводчика Кенига напоминает сказку братьев Гримм или рыцарский роман – так готически средневеково, с крепостными зубцами и стрельчатыми окнами выглядят ворота и домик охранника. Огромные окна восточного крыла основного здания ажурными рамами таращатся на посетителей, вдали раскинулся огромный парк. Настоящее великолепие, хоть и изрядно пострадавшее, начинается, когда подходишь к парадному крыльцу: то ли Петергоф, то ли Версаль – лестницы и террасы, спускающиеся от возвышающегося на склоне замка, прозванного «Белым лебедем». У подножия лестниц – пруд, надежный каменный мост с массивными каменными перилами ведет к другой части парка.

Парк разбит на основе естественного леса и фруктовых садов на склонах большого оврага, прилегающего к руслу речки Мерчик. Рельеф грунта, достаточное количество влаги и вековечная дубрава создают в Шаровском парке своеобразный микроклимат.

Парк создавался не один год. Один из прежних владельцев Христиан Гиберштрейт был ботаником-любителем и занимался выращиванием и акклиматизацией редкостных для Харьковщины растений. Леопольд Кениг пригласил ученых-садоводов, парк был реконструирован и к началу прошлого столетия приобрел законченный вид: часть его была решена в регулярном стиле, другая имела ландшафтный характер и постепенно переходила в естественный лес.

Леопольд Кениг – сын пекаря, сделавший из поместья в селе (сейчас – поселок городского типа) Шаровка настоящую архитектурную и ландшафтную сказку. Справедливости ради отметим, что дворец построил один из прежних владельцев, а парк площадью в 70 га разбил другой. Но Шаровка вошла в историю именно благодаря Кенигу, который превратил Харьковскую губернию в один из сахарных центров империи.

Благодаря сыну барона — Леопольду Леопольдовичу — Шаровка прославилась еще и как место романтической истории любви. Влюбился Кениг-младший в местную девушку, долго-долго за ней ухаживал, наконец женился на ней, но взаимной любви не дождался. Чего только ни придумывал барон, чтобы расположить к себе супругу, – например, оранжерею с экзотическими растениями построил (остатки ее сохранились, сейчас местные выращивают на ее обломках огурцы).

Во время прогулок жена Кенига дышала особенным целебным воздухом, пропитанным травами. Была посажена прекрасная липовая аллея, сохранившаяся до нынешнего времени. Она характерна тем, что ветви деревьев не расходятся в стороны, а растут вертикально, как у тополей. А когда, оздоравливаясь в Крыму от туберкулеза, жена ему изменила, Леопольд поехал туда и привез в усадьбу каменную глыбу, на которой и произошла измена. Установил глыбу в саду и регулярно прогуливался около нее с супругой. При этом не попрекнул ее ни единым словом.

Туберкулез продолжал преследовать имение и в следующие годы: уже после революции его превратили в санаторий для больных чахоткой красноармейцев. Но, возможно, благодаря новым хозяевам усадьбу более-менее удалось сохранить. Частично из-за любовной истории, а не только из-за местных красот, Шаровка стала излюбленным местом для свадебных фотосессий. Невесты отчаянно надеются, что мужья будут ради них совершать такие же безрассудства. Не останавливало их даже то, что былое великолепие покрылось налетом запустения и разрухи. Сейчас усадьбе значительно полегчало – за ее ремонт взялась областная власть.

За лестницей, которая начинается от парадного входа Шаровского замка, находится небольшой, заросший тиной пруд. Через него переброшен каменный мост. Получится очень красивое фото, если снимать с противоположного берега – в кадр попадает и величественное белое здание с колоннадой, и ступеньки (летом усаженные розами), и романтический мостик с прудом.

Натальевка и Ницца


Основатель усадьбы Павел Иванович Харитоненко – еще один сахарный магнат – унаследовал от отца крупнейшее в Российской империи объединение из семи сахарных и одного рафинадного заводов. Неподалеку от реки Мерчик на территории около 50 га отстроил себе имение, назвав его в честь дочки Натальевкой. Усадебный дом в стиле английского коттеджа, но куда более просторный, манил к себе множество известных гостей. Территорию – хвойный лес по оба берега реки – мастера садового дела превратили в прекрасный ландшафтный парк, который сейчас охраняется как государственный памятник садово-паркового искусства. Хвойные и лиственные рощи, каштановая аллея – украшение парка.

Господский дом, увы, уничтожили еще в советское время. Сохранились лишь отдельные строения: флигели в виде аккуратных немецких домиков, дом управляющего, водонапорная башня – не просто техническое строение, а словно башня сказочной принцессы, а также великолепные конюшни.

Парадный въезд в парк построен по проекту академика архитектуры Алексея Щусева (многие знают его в качестве автора мавзолея Ленина). Вблизи композиционного центра парка находится небольшая церковь – Свято-Преображенский храм, построенный по проекту того же Алексея Щусева в формах древней псковско-новгородской архитектуры. Здание закончили в 1913 году к венчанию Натальи и князя Горчакова, внука последнего канцлера Российской империи. Хозяин Натальевки обладал не только деньгами, но и вкусом. Для провинции все даже слишком: проектировал Свято-Преображенскую церковь Алексей Щусев, мозаику над входом выполнил Николай Рерих, двухметровый барельеф «Распятие» на южном фасаде вырезан скульптором Сергеем Коненковым, которого еще до революции называли «русским Роденом». Прекрасно сохранилось само здание, фрески и иконы внутри. Кстати, точно такая же церковь была выстроена потом в Ницце.

Пархомовка – почти Лувр


Если вы уж заехали в такую даль, то в селе Пархомовка (34 км от Натальевки, 107 км от Харькова) можно осмотреть лучший сельский художественный музей страны. Правда, назвать его сельским музеем не поворачивается язык. Сейчас это филиал Харьковского художественного музея, здесь собраны оригиналы полотен Пикассо, картины голландских мастеров, Шевченко, Репина, Серова, Шишкина, Левитана, Пименова, Малевича, Кандинского, Яблонской и многих других. Здесь не только живопись, но и скульптура, а также раздел по древнему искусству Дальнего Востока и Индии.

Музей основан в 1955 году по инициативе учителя истории, поклонника старинной культуры и искусства Афанасия Лунева. Вначале существовал как народный при Пархомовской средней школе. Личная коллекция образцов изобразительного искусства, которую Лунев передал музею, стала основой первой экспозиции. Каноническая история звучит так (не то, чтобы мы не верили в ее полноту): ближайшими помощниками Афанасия Федоровича были его ученики, которые проводили поисковые работы в Пархомовке и соседних селах района, где обнаружили картины, иконы, старинную одежду, вышивку, монеты, медали, предметы быта. Затем школьный музей поддержали харьковские художники, подарившие в первые годы его существования около 50 произведений.

Сам музей находится в бывшей графской усадьбе – палаццо Подгоричани,  что вполне вписывается в «дворцовый» маршрут. Генерал-поручик, граф Иван Михайлович Подгоричани происходил из сербского далматского рода; в 1759 г.  поступил полковником на службу в рядах Молдавского гусарского полка, входившего в состав отряда легкой конницы генерала графа Готтлоба Тотлебена. Работает музей со среды по воскресенье с 9.00 до 17.00. Входной билет стоит 10 грн.