Ученые выяснили, что взрослые обращают внимание только на вещи, которые кажутся им важными, а дети ничего не игнорируют.

Исследователи из Университета штата Огайо  провели эксперимент на внимательность с участием   взрослых и детей в возрасте от четырех до пяти лет. Результаты показывают, что дети, как правило, распределяют свое внимание шире, в то время как взрослые задействуют выборочное внимание, чтобы сосредоточиться на информации, которую они считают наиболее важной.

В исследовании приняли участие 34 взрослых и 36 детей. Участникам представили красочные изображения «чужих» существ на компьютере, которые имели семь идентифицируемых признаков, включая антенны, голову и хвост. Кроме того, им было сказано, что существует два типа существ, называемых флюпсами и джалетами. Участникам предстояло выяснить, кто есть кто.

Флюпсы и джалеты всегда имели отличие в каждом признаке: например, у джалетов мог быть синий хвост, а у флюпсов — оранжевый. Кроме того, детям и взрослым сказали, что у большинства (но не у всех) флюпсов есть определенный тип признаков: например, розовые усики. Одна из особенностей никогда не упоминалась в инструкции и не различалась у обоих типов существ. Это было то, что исследователи назвали «несущественной особенностью».

После тренировки участникам показывали серию изображений существ на экране компьютера и показывали, кто из них флюпс, а кто — джалет. Но в середине эксперимента исследователи сделали неожиданный поворот: несущественная особенность стала особенностью, которая определила бы, было ли существо флюпсом или джалетом. Эта черта, которая была одинаковой для обоих существ до переключения, теперь отличалась.

После смены правил взрослые были более смущены, чем дети: они с меньшей вероятностью усвоили важность новой функции. В отличие от них, дети быстро поняли, что ранее неуместная характеристика была теперь особенностью, которая всегда будет показывать разницу между флюпсом и джалетом. Взрослые пытались использовать вероятностные правила (например, «у большинства флюпсов розовые усики»), чтобы сделать выбор после смены главной особенности.

В результате большая часть детей сделала правильный выбор, чего не удалось взрослым. По словам автора исследования, у детей в этом возрасте есть проблемы с фокусировкой внимания из-за незрелости их префронтальной коры, но именно это помогает им лучше решать задачи подобного рода.