«…Кто был в Новом Афоне и не поднялся на Иверскую гору, этот человек подобен тому, кто был в Риме и не видел в Ватикане Римского Папу...» Присоединяясь к словам обожаемого Антона Павловича Чехова, позволим себе добавить: кто отдыхал в Абхазии на Черноморском побережье и не заехал в Новый Афон, этот человек подобен тому, кто был у входа в рай, да попал в другие врата.
Для людей зрелого возраста вопроса «как доехать?» не возникнет. Сюда еще лет 15 назад не зарастала народная тропа. Приезжали самые романтично настроенные туристы. Именно они сохранили наборы открыток с белыми лебедями в приморском парке и пустые винные бутылки с выцветшими наклейками «Анакопия». А еще воспоминания, о которых принято говорить шепотом и после хорошего бокала вина.И пусть в городе Сочи — темные ночи, а в Новом Афоне — самое бирюзовое и кристально чистое море. И это не метафора. Редкая по цвету для Кавказского побережья белая галька именно здесь. Солнечные лучи, преломляясь в воде, рождают особую цветовую гамму, и даже самые отъявленные скептики говорят, что преодолевали все границы с бесконечными очередями не зря. Стоило потерять несколько часов жизни, чтобы почувствовать себя Робинзоном на пустынном берегу. Кстати, любимый всеми отечественный фильм «Робинзон Крузо» с синеглазым молодым Куравлевым в главной роли снимали именно здесь. Что же касается густонаселенности пляжа к началу сентября, то, не вдаваясь в математические погрешности, можно с уверенностью заявить: на каждые полтора километра побережья — полтора отдыхающего. Все же остальное — море!
Граница. А как же без нее?
Можно, конечно, и без нее, по моему разумению, но, наверное, праздник надо заслужить. Доехав маршрутным такси от Адлера до остановки «Река Псоу», полтора километра идем под палящим солнцем. Наш багаж за 100 русских рублей перевозят предприимчивые местные жители. Туристам, пересекшим границу Украины и России, следует помнить, что во время проверки на ст. Успенская пограничники должны выдать эмиграционный лист для заполнения и пересечения границы Абхазии. В противном случае могут возникнуть осложнения уже на подступах к заветной цели.
Дважды пройдя паспортный контроль, утомленные пешеходы доходят до автобусной остановки, где от одних названий «Гагра», «Пицунда», «Сухум» пахнет морским бризом. Словно пройдя важный уровень какой-то компьютерной игры, на скрижалях души вырисовывается предупреждение: «Впереди только удовольствия! Вы заслу-
жили их!»
Все вокруг мое
Дорога занимает часа три, но она настолько живописна, что это время пролетает незаметно. Для туристов, посещающих заграничные курорты и привыкших ходить на море по пластиковым карточкам, будет трудно поверить, что есть еще земля, не убитая цивилизацией, а людям с запросами попроще приятно будет чувствовать все вокруг бесхозным, а следовательно, своим.
Задумчивые коровы на пути, синеющие остроконечные вершины Кавказа, а в просветах заветная кромочка его величества Моря. И вот уже от Сочи нас отделяют 140 км, от Ялты — 578 км, от Стамбула — 1028. Зато совсем близко турецкий Трабзон — всего 245 км. Но зачем нам Трабзон, когда есть Афон? Зато цены…
После столь романтичной преамбулы о них, земных и грешных, вроде как и неприлично говорить. Квартиры и комнаты сдают в каждом дворе. Цены за комнату — от 100 русскими рублями (примерно около 20 гривен) и выше.
Монастырская жизнь
Исторически так сложилось, что в Новом Афоне всегда было две гостиницы. Одна, у самого моря, предназначалась для «чистой публики». Монахи сами производили подобный отбор. Практически собственноручно. Богатую публику они с большим почтением препровождали в апартаменты с видом на море. Здесь богатого паломника ожидали чистая кровать и хороший стол. Простонародье же селилось в гостинице, находящейся чуть поодаль. Железные койки, отсутствие постели и прочие испытания монахами предлагались в большом ассортименте. Однако за пользование этой гостиницей с посетителей взыскивали не больше одного рубля в сутки.
За работу же на строительстве монастыря платили порядка 20 копеек в день. Стекавшиеся отовсюду богомольцы, по сути, были недорогой рабочей силой. Впрочем, все совершалось с согласия и по доброй воле. Работали с любовью в сердце. А иначе как же?
Заложен был монастырь в 1879 году императором Александром II. Начиная с 1880 года правительственные круги стали проявлять интерес к Новому Афону. Он служил своеобразным форпостом на Черноморском побережье. В 1888 году произошло знаменательное событие. Монастырь посетил царь Александр III. В честь его приезда на берегу моря монахи построили часовню. Дорогу же, по которой государь прошел пешком от церкви Симона Канонита до моря, монахи позже засадили кипарисами и назвали Царской аллеей. Вслед за царем Новый Афон стал посещать наместник Кавказа — великий князь Михаил Николаевич, который взял шефство над монастырем.
Монахи служили царю верой и правдой. Пытались исполнять миссионерские обязанности. Они построили школу для абхазских детей. Впоследствии из них должны были вырасти служители церкви. Вопреки ожиданиям святых отцов, нередко из смиренных мальчиков с дерзким взглядом из-под смоляных ресниц вырастали убежденные революционеры с открытым взором в светлое будущее. Прилежный выпускник монастырской школы, в будущем прославленный революционер Нестор Лакоба взрывал устои прошлого и «нареволюционерил» в Абхазии так, что и в 21-м веке улицы с его именем остались не переименованными. Несметные же богатства монастыря, таинственно исчезнувшие в 20-е годы прошлого столетия, вероятнее всего, дело рук подобных бывших «прилежных» воспитанников.
Кстати, о сокровищах. Споры о том, кто же набедокурил в монастыре и прикарманил «плохолежавшее», ведутся и сегодня. В соседнем Цхуме, нынешнем Сухуме, на берегу у «Амры» собираются… мужчины(!). Место встречи остается неизменным уже не одно столетие. Под раскидистым олеандром спорят. Здесь события вчерашние переплетены с тем, что случилось в те времена, когда сюда приплыли аргонавты. Послушав мужчин, кажется, что сокровища монастыря были разграблены вчера вечером. Спорщики армяне отрицают всякую причастность организации дашнаков к этому делу. Коренные сухумчане с солидным багажом воспоминаний в спорах между шахматными баталиями упоминают о вездесущем Ваньке-Чинарике и некоем Нико, обманным путем проникшим к главарю дашнаков и выудившим тайну клада. Дальше все, как в кино. В храме, у левого предела, там, где на настенной фреске изображен ослик с печальными глазами в момент бегства в Египет, находился в стене незамысловатый сучок. И достаточно было нажать на него, чтобы детям детей ваших не пришлось работать, так как денег бы хватило всем и на всех. Как гласит сухумская легенда, революционный палец нажал в нужном месте и в нужное время, благодаря чему, возможно, дело революции довели до логического завершения.
Ну что там говорить о сокровищах, когда их уже нет, а ослик по-прежнему бежит в Египет.
Истинные сокровища
Как часто человечество ищет богатства в тайниках, не замечая сокровищ вокруг себя. А здесь они повсюду: и на земле, и под землей. Удивительно, что на таком небольшом кусочке земли собрано столько прекрасного. Кажется, с неба льет свои воды водопад на реке Псырцха, образуя озеро. Подземные своды, полные тайн, упираются в ваши ступни. Новоафонские пещеры признаны во всем мире уникальными по красоте и масштабу. В подземном царстве сталактитов и сталагмитов стоит попробовать силу своего голоса, и…запеть! Когда вы услышите его отовсюду, преображенным и прекрасным, вы поверите, что лучшего музыкального редактора, чем природа, вам не найти. Можно просто прошептать, но и тогда вам вашим голосом отзовется изумрудное подземное озеро из чарующей преисподней. В Приморском парке с разлитой негой, статуями спортивных девушек в маечках и женственными амурами лебеди будут водоплавающим образцом верности. Задумайтесь. На юге это актуально.
Стены Анакопийской крепости, с которой связаны тысячи легенд, заставляют ленивого туриста подняться на гору Иверскую вопреки всем стенокардиям и недугам. Зато какое огромное счастье, стоя на самой вершине, раскинуть руки и парить над вечностью. Старинные камни будут нашептывать о прекрасном царе Леоне, полюбившем девушку Амзу рода Дадына. Но стрела безответно влюбленного завистника из рода Дигуа настигла невесту царя и попала в самое сердце девушки. Тогда Леон дал клятву духам гор отдать свою жизнь родной земле, родной Абазгии. Возможно, это происходило в том самом месте, где так легко воспарить, глядя на петляющую реку, купола монастыря, бескрайнее море. Камни Анакопии помнят арабов во главе с Мурваном по прозвищу «Глухой». Он был глух сердцем и не мог понять простой истины, что людей, выросших на этой земле, завоевать невозможно. Ведь с ними духи гор, моря и подземного царства, и они все здесь, у стен Анакопии. Когда арабов под стенами было 40 тысяч, а местных защитников вдесятеро меньше, именно духи, по убеждению многих, наслали на врагов чуму. Ученые и историки до сих пор не могут объяснить феномена, как смертоносной болезни удалось выкосить 35 тысяч арабов, а абазги, апсилы и картлийцы (абхазы и грузины) выжили и выстояли. Не случайно даже из греческого Афона именно на эти земли пришли христиане. Абхазы свято верят, что мощи Святого Симона Канонита, одного из апостолов, принесшего сюда христианство, лежат в земле у стен церкви близ реки Псырцха.
Мужской Новоафонский монастырь живет своей жизнью, а экскурсоводы по-прежнему развлекают приезжую публику анекдотами из суровых будней монашеской жизни. «Вчера видели твоего монаха, — говорят настоятелю Новоафонского монастыря. — Он гнался за прекрасной девушкой». «Ну и как? Догнал?» — интересуется игумен. «Нет!» На что настоятель отвечает: «Значит, это не мой монах».
Здесь все преисполнено жизни и тихой радости. Может быть, оттого мысли о рае где-то там, за той гранью, не посещают туристические головы. А зачем нам, счастливым, рай, когда он есть на земле. Надо только выбрать правильный маршрут и приехать в Новый Афон.