Если раньше техническое обслуживание домовых газовых сетей и оборудования проводилось за счет областных газораспределительных сетей (облгазов), то сейчас эти расходы легли на плечи потребителей – с 2019 года услуга стала рыночной.

Бесплатными остаются только аварийные вызовы газовщиков.

В соответствии с требованиями Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» начиная с 2019 года техническое обслуживание домовых сетей и оборудования обеспечивают потребители газа и балансодержатели домов.

– Чтобы заказать эту услугу, потребители и балансодержатели домов самостоятельно выбирают специализированную организацию, которая имеет соответствующее государственное разрешение, в том числе ПАО «Харьковгаз». Стоимость услуги по техническому обслуживанию определяется организацией, которая будет выполнять работы, – разъясняет специалист по связям с общественностью и прессой ПАО «Харьковгаз» Ольга Клименко.

Сколько стоит услуга


Стоимость услуги – индивидуальна для каждого потребителя.

– В зависимости от размещения сетей, от наличия газового оборудования в квартире, – уточняет Ольга Клименко.

При этом выезд на аварийные вызовы потребителей, как и раньше, будет выполнять только ПАО «Харьковгаз».

– Такие вызовы бесплатны для клиентов газовой компании, – говорит специалист.

Ежедневно в аварийную службу ПАО за помощью обращаются около 50 потребителей.

– Большинство аварийных ситуаций возникает из-за того, что люди самостоятельно меняют, переставляют, ремонтируют газовое оборудование, вмешиваются в его работу. Хотя выполнять газоопасные работы без риска для окружающих имеют право только высококвалифицированные специалисты специализированных организаций, – отмечает и. о. главного инженера ПАО «Харьковгаз» Вячеслав Иванченко.

За утечку газа отвечает владелец дома


Ситуации, которые создают риск возникновения аварий и связанную с этим опасность для потребителей газа, предусмотрены Правилами безопасности систем газоснабжения, утвержденными приказом Министерством энергетики и угольной промышленности Украины № 285 от 15.05.2015 г.

– При обнаружении таких ситуаций ПАО «Харьковгаз» должно прекратить газоснабжение потребителя, – говорит Ольга Клименко. – В частности, если владелец (балансодержатель) дома не обеспечил техническое обслуживание домовых газовых сетей, газоснабжение должно быть приостановлено.

Согласно закону прекращение подачи газа осуществляется в таких случаях:
  • при наличии утечки газа;
  • при неисправности автоматики безопасности и оголовков дымовых и вентиляционных каналов;
  • при отсутствии тяги в дымовых и вентиляционных каналах;
  • в случае самовольного подключения газовых приборов и устройств потребителя к системе газоснабжения.
Кроме того, без газа могут остаться потребители, которые не обеспечили техническое обслуживание газового оборудования и сетей в доме, и в случае несоответствия системы газоснабжения жилого дома проектной и исполнительно-технической документации.

Кто оплатит замену счетчика


Кстати, замену счетчиков газа пользователи тоже вынуждены оплачивать самостоятельно.

– Несколько лет подряд ПАО «Харьковгаз» предлагал Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, предусмотреть расходы на замену счетчиков в тарифе на распределение газа компанией. Но госрегулятор не выделяет на это средства в тарифе. Поэтому потребители газа Харьковской области вынуждены менять непригодные счетчики за свой счет, – говорит Ольга Клименко. – Около 90% средств, внесенных жителями региона за услуги газоснабжения, вместо модернизации сетей, замены счетчиков и сервиса перечисляются банками НАК «Нафтогаз України».

По данным Ольги Клименко, с начала года 9800 счетчиков потребителей не прошло поверку и подлежат замене.

– В преобладающем большинстве случаев счетчики, которые не прошли поверку, использовались длительное время и исчерпали срок эксплуатации, – отмечает главный метролог ПАО «Харьковгаз» Дмитрий Музыка.

Но потребителям газа в Харьковской области – клиентам ПАО «Харьковгаз» – пока замену счетчиков все же производят бесплатно.

– Мы идем навстречу потребителю. Если не меняется место расположения счетчика, а просто нужно прийти и заменить прибор – один снять, другой поставить и опломбировать, – мы такие услуги потребителям предоставляем пока бесплатно. Но новый счетчик жилец покупает за свой счет – сейчас он стоит 1000–1200 гривен, – говорит Ольга Клименко. 

Сроки поверки указываются в техпаспорте


Обслуживание газового оборудования – не монопольная услуга, для замены прибора можно обратиться в любую другую организацию, имеющую лицензию на этот вид деятельности. Если же проблема с работой счетчика произошла во время гарантийного срока его эксплуатации, потребителю нужно обратиться в ПАО «Харьковгаз» с целью распломбирования счетчика и направления его на завод-изготовитель.

Согласно Закону «О метрологии и метрологической деятельности», для учета потребленного газа должны использоваться поверенные счетчики. Сроки периодической поверки указываются в техническом паспорте на прибор учета. Если метрологические характеристики счетчика потребителя не соответствуют установленным государственным стандартам – ГП «Укрметртестстандарт» предоставляет справку о непригодности измерительного оборудования. Такой счетчик в дальнейшем не может использоваться для учета газа.