Вот и подходят к концу каникулы. Одни ребятишки с нетерпением ждут встречи с одноклассниками, а других при упоминании о школьной парте бросает в дрожь.

Как подсластить школьную пилюлю и внушить ребенку, что школа – это очередной интересный этап, а не каторга, выяснял «Вечерний Харьков».

Как мотивировать первоклассника


 Мотивационным фактом для первоклассника, по словам кандидата психологических наук, старшего научного сотрудника отделения психологии Института охраны здоровья детей и подростков Национальной академии медицинских наук Украины Елены Кирилловой, может стать совместный поход в магазин или на школьную ярмарку за новыми школьными принадлежностями – яркими ручками и карандашами, тетрадками и линейками, альбомом для рисования и цветной бумагой. Пусть сам выберет себе школьный рюкзак. Новая форма тоже должна прийтись ребенку по вкусу, чтобы он с удовольствием отправился в ней в школу.

– Безусловно, для первоклашки совместная покупка различного «добра» – это событие. То есть мы подходим к школе не «фу, ты будешь ходить в школу, это такое ужасное событие в твоей жизни», а наоборот – мотивируем ребенка: там интересно, будешь играть с ребятами, будешь выполнять увлекательные задания. И чем спокойнее ведет себя мама в этот момент, чем реже бабушка впадает в состояние истерики, тем спокойнее ребенок будет относиться к походу в школу, – говорит Елена Кириллова.

Но все равно, по ее словам, основная мотивация формируется преподавателем, первым учителем.

– И можно покупать красивые портфели и нарядные банты, но если учитель не мотивирует ребенка, не раскрывает его личных качеств, толку не будет, – говорит Елена Кириллова.

По словам психолога, достаточно часто у детей после ожидания школы-праздника наступает горькое разочарование.

– Возможно, поэтому и решили реформировать систему образования, которая не учитывает индивидуальности ребенка, не имеет к нему креативного подхода. Все это должна обеспечить «Новая украинская школа», где с ребенком занимаются в игровой форме, где есть уголки отдыха, где ему интересно, где раскрывают его способности, – говорит Елена Кириллова.

Возвращение в школу – это стресс


Далеко не всегда дети с радостью возвращаются с каникул к школьным нагрузкам и к жизни по распорядку – это стресс как для младших школьников, так и для старшеклассников. И процесс подготовки к обучению зависит от личностных поведенческих особенностей ребенка.

Например, если ребенок тревожный, то уже во второй половине августа, когда стартует подготовка к школе – покупка канцтоваров, формы, сменной обуви, – он начинает беспокоиться.

– Плохо спит, начинает задавать вопросы, которые его волнуют: «Обязательно  идти в школу? А может, я туда не пойду?». Такого ребенка обязательно нужно постепенно готовить к тому, что скоро ему предстоит отправиться в школу: с ним нужно разговаривать, мол, ты уже ходил в школу, ничего страшного в этом нет – там будут те же детки. Необходимо его подбадривать, проговаривать его волнения, – советует родителям Елена Кириллова.

Украинские школьники будут учиться по-новому


Повышенная тревожность перед началом учебного года может возникнуть у ребенка, которого в школе обижали, который был жертвой буллинга. В этой ситуации одними увещеваниями родителей не обойтись и даже на помощь профессионального психолога вряд ли стоит рассчитывать.

 – Да, ребенок немного отдохнул за каникулы, «выдохнул», но ему предстоит вернуться в ту же школу, в тот же класс, где его обижали. Как ему туда идти? В такой ситуации родителям нужно было заранее позаботиться о разрешении конфликта либо перевести ребенка в другую школу, в другой коллектив. Это, конечно, тоже стресс, но оставаться в условиях травли еще хуже, – говорит Елена Кириллова.

Перевод в другую школу – испытание для ребенка


Особое внимание психолог рекомендует уделить ребенку, который имеет какие-то поведенческие особенности – например, оппозиционное поведение.

– Если он не любит делать уроки, не признает дисциплину, да и вообще школа как таковая ему не нравится, за месяц до начала учебного года с ним нужно начинать потихоньку заниматься, – говорит Елена Кириллова. – Хотя бы часик в день – читаем, пишем, считаем, даем какие-то задания. То есть начинаем его по чуть-чуть вводить в школьные рамки, чтобы поход 1 сентября в школу не стал для него стрессом. Если он постепенно входит в учебный процесс, сильной протестной реакции это уже не вызовет.

А вот сознательный, ответственный ребенок, который хорошо учится, может использовать каникулы полноценно.

– Такой ребенок сам постепенно втягивается в учебный процесс без каких-либо специальных мероприятий, направленных  на то, чтобы заставить его учить уроки, – говорит Елена Кириллова.

Харьковские школы оснащают интерактивными досками


Настоящим испытанием для ребенка может стать перевод в другую школу, адаптация в совершенно новом коллективе. В этом случае ему просто необходима поддержка.

– Это касается пятого и десятого классов. Нередко в эти периоды родители меняют для своих детей учреждение образования. Конечно, в этом случае ребенка ни в коем случае нельзя оставлять наедине со своими переживаниями, пускать ситуацию на самотек – с ним нужно разговаривать, выслушивать его опасения, подбадривать его, – говорит Елена Кириллова. – Если видим, что ребенок все равно переживает или у него есть сложности в налаживании коммуникаций, желательно посещение детского психолога, чтобы он проговорил, проработал с ребенком его опасения.

Гиперопека – плохой воспитатель


Елена Кириллова говорит, что перед школой детвора очень часто испытывает чувство тревоги, с которым не в силах справиться даже с помощью родителей.

– Начиная с 20 августа под кабинетом детского психолога выстраивается очередь из таких пациентов, – говорит она. – В основном малыши, потому что родители к ним более внимательны. А когда ребенок уже в подростковом возрасте, мамы и папы как-то отдаляются, ребенок зачастую не делится с ними своими переживаниями. И мамы уже не столь внимательны. Хорошо, когда мама дальновидная и, зная, что у ребенка есть сложности в коммуникации, обращается за помощью. Когда с таким ребенком разговариваешь, на первых этапах он говорит: «Мне все равно». Естественно, и маме он своих тревог не озвучивал. Просто мама оказалась психологически грамотной и предприняла шаги, чтобы предупредить сложности адаптации ребенка в школьной среде.

По словам психолога, причиной такой боязни, тревожности перед школой могут быть как воспитание, так и психика самого ребенка.

– Есть некоторые предрасполагающие условия для формирования подобных последствий, – говорит Елена Кириллова. – Первое – гиперопека, когда мама или бабушка постоянно предостерегает ребенка: туда не ходи – там тебя ударят, с ними не играй – они тебя обидят, и так далее. Ребенок начинает тревожиться и бояться окружающих. Второе условие – слабый тип нервной системы ребенка: быстрое возбуждение, замедленное торможение плюс еще врожденный уровень тревожности достаточно высокий. В этом случае, как бы ни воспитывали этого малыша, он все равно будет тревожиться о каких-то факторах его жизни. Безусловно, врожденное мы поменять не в состоянии, но можем научить тревожного ребенка, как с этим управляться, не раскручивать такое состояние, не погружаться в него, купировать тревогу. Учим методом расслабления, остановки мыслей, которыми он раскачивает свое тревожное состояние.