Слышала, что в июле Кабмин принял постановление об электронных услугах пенсионерам и пенсию скоро можно будет оформить в электронном кабинете, не посещая отделения Пенсионного фонда. Так ли это?
Валентина

С помощью онлайн-сервиса «Е-пенсия» в электронном кабинете пенсионера на веб-портале Пенсионного фонда можно будет пройти процедуру назначения и перерасчета пенсии, оформить перевод с одного вида пенсионных выплат на другой, получить надбавки и доплаты, произвести оформление и онлайн-перерасчет пенсии (для увеличения размера выплат), внести изменения в свое пенсионное дело, получить удостоверение, а также узнать новости о повышении пенсии. Доступны и менее востребованные услуги, например, прекращение выплаты пенсии гражданам, выехавшим из Украины.

При этом выплата единоразовой материальной помощи пенсионерам и получение большинства видов надбавок и доплат к пенсиям (по возрасту, на детей, военнослужащим, одиноким пенсионерам) по онлайн-программе «Е-пенсия» назначается только при условии обязательного посещения теруправления ПФ для предоставления подтверждающих документов.

Виды пенсий, которые обслуживаются в рамках «Е-пенсии»:
  • по возрасту;
  • за выслугу лет;
  • военные пенсии;
  • по инвалидности;
  • льготные;
  • социальные, в связи с потерей кормильца;
  • чернобыльцам;
  • переселенцам.
Проект «Е-пенсии» – это не отдельный веб-портал (такого сайта не существует), а система электронного взаимодействия между ПФ и государственными электронными реестрами Украины с целью снижения количества бумажных документов.

При этом следует помнить, что пенсионер не имеет права требовать и получать ведомости из госреестров по онлайн-системе «Е-пенсия» – правом на подачу запроса и получение информации обладают только органы ПФ. Чтобы инициировать процесс получения документов, необходимых для оформления или перерасчета пенсии, назначения надбавок и доплат к ней, нужно подать соответствующее заявление в ПФ. Сделать это можно как при личном визите в управление ПФ, так и дистанционно – через электронный кабинет пенсионера на сайте ПФ.

Согласно постановлению Кабмина №681 от 17.06.2019 г. «Об оптимизации предоставления административных услуг в сфере пенсионного обеспечения» сотрудникам ПФ запрещено требовать у гражданина документы, которые необходимо предоставлять при назначении пенсий, в случае если нужные ведомости могут быть получены в электронном виде из госреестров (за исключением случаев, когда информация в реестре отсутствует).

Список электронных госреестров в рамках проекта «Е-пенсия»:
  • электронный госреестр физических лиц-налогоплательщиков (запрос идентификационного номера физлица для пенсионеров);
  • госреестры актов гражданского состояния (информация о рождении, браке, разводе и т.д.);
  • единый автоматизированный реестр льготников (для граждан, имеющих право на льготную пенсию);
  • централизованный банк данных по проблемам инвалидности (для лиц с инвалидностью, включая детей);
  • реестр детей дошкольного, школьного возраста и учащихся школ (для доплат и надбавок к пенсиям за детей);
  • реестры территориальных громад (адрес проживания граждан пенсионного возраста с указанием места их пребывания).
Срок предоставления выписок из госреестров по запросу ПФ составляет до трех рабочих дней с момента получения запроса.