Исследователи обнаружили новые детали эскиза, скрытого под картиной «Богоматерь скал». Для анализа использовалось рентгеновское флуоресцентное сканирование.

Еще в 2005 году исследователи обнаружили под картиной Леонардо да Винчи «Богоматерь скал» скрытые эскизы. Среди прочих, обнаруженных ранее отличий эскиза от финального варианта картины — расположение глаза Марии. Теперь экспертам из Лондонской национальной галереи открылись новые детали, спрятанные под слоями краски.

Незаметные мазки кисти показывают, что художник первоначально поместил Марию с левой стороны изображения, лицом к младенцу Иисусу и ангелу справа.  Таким образом, оригинальная композиция Да Винчи значительно отличалась от картины, которую он в конце концов создал.



Фото: The National Gallery in London

Непонятно, почему да Винчи решил переделать свою оригинальную композицию. Это была вторая его версия той же сцены, нарисованная после продажи первой частному клиенту. Картина была предназначена для церкви, но сделка не состоялась из-за конфликта.

Скрытый эскиз представлял собой значительный отход от первой картины, в то время как окончательная версия (которую он все-таки продал церкви) была гораздо ближе.

Как выявили скрытый эскиз?

Чтобы выявить нижнее изображение, исследователи объединили три метода: первый — инфракрасная рефлектография, которая обнаружила наличие эскиза в 2005 году.

Вторым методом было рентгеновское флуоресцентное (XRF) сканирование. Исследователи используют его для идентификации отдельных элементов, которые светятся при облучении рентгеновским светом. Ранние эскизы картины, по словам сотрудников галереи, были сделаны с помощью вещества, содержащего цинк, который виден при XRF-сканировании.

Третий метод — гиперспектральная визуализация.

По словам сотрудников галереи, другие подробности эскиза еще могут быть раскрыты, поскольку обработка данных с изображений продолжается. Изображения эскиза вместе с самой картиной будут экспонироваться на выставке в галерее с 9 ноября по 12 января 2020 года.