Музеи-хабы и музеи-фесты – на Харьковщине реализуется масштабный проект «Азимут культурного развития», направленный на то, чтобы вывести краеведческие музеи области на новый, более качественный уровень.

В рамках воркшопа (дословно – «рабочая мастерская», обучающее мероприятие, на котором участники получают знания самостоятельно. – Прим. ред.), прошедшего в рамках проекта «Азимут культурного развития» в Харьковском историческом музее им. Н. Ф. Сумцова, руководители 13 культурных учреждений Харьковщины разработали и представили концепции переформатирования своих заведений. Лучшими экспертная комиссия признала пять проектов – Первомайского краеведческого музея, Сахновщинского районного историко-краеведческого музея, Люботинского краеведческого музея, Изюмского краеведческого музея им. Н. В. Сибилева и Валковского краеведческого музея.

– Сегодня все пять музеев работают над своими собственными проектами, чтобы в дальнейшем подавать их на участие в грантовых программах. За каждым музеем закреплены координатор и представитель облсовета. 25 сентября состоится защита проектов, – рассказала начальник Управления по вопросам местного самоуправления, развития громад и международных связей Харьковского областного совета Елена Кулик. – А потом они будут подавать свои проекты для софинансирования, чтобы получить возможность реализации в следующем году.

Воплощение этих проектов в жизнь приведет к развенчанию стереотипов вокруг культурных институтов Харьковщины, к популяризации музеев, к усилению их брендов и привлечет новых посетителей. В дальнейшем это будет способствовать формированию культурной идентичности каждого региона, объединению общества вокруг музеев и превращению их из устаревших помещений для хранения артефактов в культурные хабы.

Музеи в районах – близнецы-братья


Как отметила Елена Кулик, в свое время многие краеведческие музеи создавали как близнецы-братья в каждом районе области. И сегодня они стоят, как замороженные, лишенные развития, и держатся только на энтузиазме музейных работников, которые стараются сделать их более привлекательными.

– Но им не хватает определенных знаний – по коммуникации, по работе в соцсетях, по пропаганде своего музея, у них недостаточно информации об успешных кейсах, о положительном опыте музеев в других городах. Они не могут поехать и посмотреть, как и что там сделано, – говорит Елена Кулик. – Они – герои-одиночки, которые стараются в своем музее в силу своих возможностей и знаний провести какие-то выставки. Причем в большинстве случаев местные органы власти являются лишь потребителями и очень мало вовлечены в процесс превращения музея в центр большого притяжения и детей, и взрослых.

В связи с этим и родилась идея проекта «Азимут культурного развития», цель которого – реформирование музеев Харьковщины и предоставление музейным работникам новых знаний и навыков. Подготовлен он Харьковским историческим музеем, который является методическим центром для всех краеведческих музеев области.

– Проект нацелен на то, чтобы каждый музей нашел свою идентичность, стал неповторимым, уникальным – это привлечет не только местных жителей и харьковчан, но и туристов, – продолжает Елена Кулик. – И принимают в нем участие не только специалисты и руководители краеведческих музеев, но и представители управлений культуры районных госадминистраций, органов местного самоуправления.

Что такое музей-хаб и музей-фест


По словам заместителя руководителя проекта «Азимут культурного развития», заведующей отделом научно-экспозиционной работы Харьковского исторического музея им. Н. Ф. Сумцова Оксаны Желтобородовой, проект направлен на осовременивание краеведческих музеев области.

– А также на то, чтобы музейщики отвечали современным реалиям, а работа музеев состояла не только в сохранении и популяризации того, что мы имеем. Музеи должны расширить свою деятельность и стать культурными центрами, хабами, музеями-фестами, –  говорит Оксана Желтобородова. – То есть это такой полномасштабный спектр культурного превращения музеев.

Например, Люботинский краеведческий музей предложил тенденцию музея-хаба по объективным причинам.

– Музей находится в здании местной библиотеки, и достаточно длительное время два этих культурных учреждения сотрудничают. У музея есть много интересных культурно-досуговых проектов, которые он будет проводить в тандеме с громадой и библиотекой. Музей будет выступать как образовательно-познавательный центр, – рассказывает Оксана Желтобородова. – Возможно, это будет постоянный тандем, возможно—какие-то партнерские отношения.

А идею музея-феста намерен реализовать Первомайский краеведческий музей.

– Это когда музей становится организатором какой-то культурной местной акции, создает культурную программу, которая будет продолжаться, допустим, месяц. Здесь музей выступает как партнер органов местного самоуправления, – рассказывает Оксана Желтобородова. – Музей – это не просто место, это активная организация, которая принимает участие в культурном досуге. Например, Первомайский музей инициировал новый фест, который будет продвигать культурный пласт именно в Первомайском районе.

По словам Оксаны Желтобородовой, это будет полезно и для самих музеев, и для громады, которая обретет свое культурное лицо.

Музей станет лицом громады


Чтобы поход в музей не закончился одним посещением, чтобы туда хотелось вернуться вновь и вновь, заведение должно пребывать в постоянной динамике, открывать новые площадки, говорит Оксана Желтобородова.

– Выставки, бесспорно, будут, потому что мы должны презентовать свое достояние. А чтобы они не были просто витриной (это неинтересно и неактуально), должен быть диалог – исторический, культурный туристический. Это можно делать через предметы, – говорит она. – Эту практику мы уже опробовали на воркшопах. Это совершенно другая идея выставочной работы – диалоговая. Есть много интересных подходов, позволяющих сделать выставку современной, инновационной, инклюзивной.

По словам Оксаны Желтобородовой, в рамках «Азимута культурного развития» проводятся обучающие программы для музейщиков, которые касаются переформатирования их работы в формат «музей – посетитель – громада», что усилит влияние музея в громаде.

– Музей станет лицом громады, центром развития местности и людей, которые на ней проживают, – говорит Оксана Желтобородова.

Кроме того, проект предполагает публикацию учебного методического пособия, которое будет включать лучшие практики.

 – А это пять пилотных проектов, которые стали победителями нашего обучающего конкурса, – сообщила Оксана Желтобородова.

3D-голограмма, перформанс и театрализация


Среди пилотов – проект, предложенный Первомайским краеведческим музеем.

– Заселение Первомайского происходило почти 300 лет назад во времена строительства Украинской укрепленной линии (военно-инженерной системы непрерывных земляных оборонительных укреплений для защиты от набегов крымских татар в XVIII веке. – Прим. ред.), которая, кстати, делит наш город пополам. Люди съезжались со всей страны, то есть у нас мультикультурное население. Поэтому нам было необходимо не просто привлечь громаду, а привлечь ее на этнической основе. Вот на этом и зиждется наша идея, – поделилась соображениями автор проекта, победившего в воркшопе «Азимута культурного развития», и.о. директора Первомайского краеведческого музея Инга Задорожная. – Мы хотим не только обеспечить культурный досуг нашему населению, а стремимся, чтобы люди узнали свою историю и понимали, что именно им необходимо ценить и сохранять. А нам повезло – 10 крепостей сохранились на территории Харьковской области (были еще крепости на территории нынешних Полтавской и Днепропетровской областей. – Прим. ред.). Это наша жемчужина, наше достояние. Я хочу, чтобы наш Первомайский появился на туристической карте Украины и стал ее жемчужиной.

Начнут реализацию проекта, конечно же, с выставки.

– Это наша культурная память, которая должна привлечь в музей. Она будет создана по современным технологиям, с интерактивом. Посвящена первому, и основному, заселению города. Это Дикое поле, Муравский шлях. Все от основания Харькова, начала строительства Украинской укрепленной линии и до династии Лихачевых. Это дворянский род, члены которого стали основателями города, потому что непосредственно в Алекссевской крепости, которая находится около Первомайского, служил первый из Лихачевых (до 1952 года город назывался Лихачево, а железнодорожная станция до сих пор носит это название. – Прим. ред.), – рассказывает Инга Задорожная.

Поскольку материальных артефактов не так уж и много, из ситуации решили выйти путем создания 3D-голограммы и проведения перформанса в исполнении самих музейных сотрудников.

– В основном это будет визуализация – то, что могут сделать наш дизайнер и 3D-голограмма. Это будет просто потрясающий эффект! Кроме того, будут театрализация и перформанс. То есть сами работники музея переодеваются в костюмы, – рассказала Инга Задорожная. – Так наши посетители будут погружаться в ту эпоху.

Также будет организован масштабный велопробег по крепостям Украинской укрепленной лини и в завершение – уникальный мультикультурный исторический фестиваль, которого еще не было в Украине. Это будет тандем двух культур – украинской и татарской – в разных интерпретациях.

– В истории XVIII века это были противостоящие друг другу народы, а сейчас мы покажем совершенно новый формат отношений, – рассказала Оксана Желтобородова. – Это будет интересно, колоритно, ярко и необычно. Это большой шаг для объединения громады путем этнической идентификации.

Воплотить проект в жизнь планируют через год, и приурочить его ко дню Первомайского.

33 музея


По информации Елены Кулик, проект «Азимут культурного развития» финансируется из двух источников: Украинского культурного фонда (425 тысяч гривен) и средств областного бюджета (100 тысяч гривен), которые выделили депутаты Харьковского областного совета 15 августа на сессии на Комплексную программу развития местного самоуправления.

– Мы поддерживаем те культурные проекты, которые влияют на всю область и способствуют социально-экономическому развитию, – говорит она. – «Азимут» распространен на все краеведческие музеи, находящиеся на территории Харьковщины.

Сеть историко-краеведческих музеев Харьковщины насчитывает 33 заведения: одно государственной формы собственности и 32 – коммунальной. 25 музеев расположены в районах области. Именно на переформатирование работы коммунальных историко-краеведческих музеев Харьковщины и направлены мероприятия проекта «Азимут культурного развития».