Педагоги Харьковской области собрались вместе, чтобы рассказать о достижениях, найти общие пути решения проблемных вопросов, поделиться впечатлениями от реформы «Новая украинская школа», мотивировать друг друга на дальнейшее развитие – на Харьковщине прошел областной педагогический форум.

Харьковщина под руководством Юлии Светличной является стабильным лидером в рейтингах развития сферы образования. Об этом заявил заместитель председателя облгосадминистрации Анатолий Бабичев на форуме, собравшем 700 участников — педагогов из всей области, руководителей органов местного самоуправления, государственной власти, органов управления учебными заведениями, а также представителей родительской общественности, областного совета старшеклассников, студенческого совета и совета молодых ученых.

— В сфере образования мы действительно делаем существенные успехи. Я искренне благодарю педагогов Харьковщины от имени руководителя области Юлии Светличной за то, что по рейтингам наш регион уже четвертый год подряд находится в лидерах по развитию образования, предоставлению образовательных услуг, — сказал Анатолий Бабичев.

В подтверждение своих слов он привел впечатляющую статистику.

— За пять лет мы открыли 66 детских садов. Это 7500 мест в учреждениях дошкольного образования. За последние три года закуплено 5000 компьютеров для школ региона. В учебных заведениях области установлено около 500 современных предметных кабинетов. 88% школ области обеспечены современным интерактивным оборудованием, которое используется в учебном процессе. И это самый высокий показатель в Украине. За последних два года мы приобрели 50 школьных автобусов, до конца года планируем закупить еще 20, — рассказал Анатолий Бабичев.

Харьковщина является лидером в развитии не только школьного, но и внешкольного образования, отметил на форуме Анатолий Бабичев. Благодаря усилиям руководителя области удалось не только сохранить сеть, но и увеличить количество заведений и детей, которые их посещают.

— Харьковщина остается в лидерах по результатам участия учеников в интеллектуальных соревнованиях. Харьковские школьники выигрывают предметные олимпиады, конкурс защиты работ МАН, — перечислил достижения заместитель губернатора. — Очень приятно, что в прошлом году был создан единый региональный центр деятельности Харьковского территориального отделения Малой академии наук. Совместными усилиями будем популяризировать науку и дальше.

Опорные школы превышают стандарты областного центра


Также Анатолий Бабичев акцентировал внимание на том, что в области в последние годы не только проводится капитальный ремонт школ, но и строятся новые.

Ход работ по восстановлению учебных заведений и оснащение их всем необходимым для обучения области контролирует лично глава области.

— В районах области открываются вновь построенные и реконструированные детские сады. Делаем также ремонт в школах, чтобы обеспечить хорошие условия как для детей, так и для трудовых коллективов, — говорит Юлия Светличная. — Современная школа должна быть обновленной, доступной и интересной для детей. Продолжим ремонтировать, закупать новое оборудование, современные кабинеты, которые будут интересны для детей.

Первого сентября в регионе откроют двери для учащихся 50 опорных школ.

— Опорные школы создаются для того, чтобы предоставлять качественные образовательные услуги, используя современное оборудование. При этом организуется бесперебойный подвоз учащихся в школы на новых автобусах, на школьных маршрутах проводятся ремонтные работы, - отмечает руководитель области. — Уже сейчас по уровню комфорта для детей и педагогов, по оснащенности и качеству образования опорные школы в районах и городах области превышают средние стандарты областного центра. А в Харькове они традиционно являются одними из самых высоких в стране.

В колледжах нет дефицита учащихся


Во время форума был поднят вопрос о развитии профессионально-технического образования и его популяризации среди молодежи, а также переход колледжей и техникумов с государственного финансирования на местное.

— Впервые после министерского финансирования мы получили деньги на приобретение необходимых для обучения материалов, ремонтные работы и т. д., — отметил директор Харьковского машиностроительного колледжа, председатель Совета ректоров учреждений профессионального предвысшего образования Виктор Мороз. — Из 45 учебных заведений, которые входят в систему колледжей, нет ни одного, который бы находился на последних местах в государстве. У нас нет проблем с тем, кого учить.

Создание на Харьковщине новых условий для подготовки специалистов в профессионально-технических учебных заведениях проходит под патронатом Юлии Светличной.

— Мы создаем качественно новые условия для подготовки специалистов, устанавливаем современное оборудование, интерактивные тренажеры, заключаем договоры о дуальном образовании с ведущими национальными производителями и иностранным бизнесом. И для Харьковской области это первые шаги к построению инфраструктуры профессиональных колледжей западного образца, — отмечает руководитель облгосадминистрации.

В области завершается процесс объединения отдельных учебных заведений в мощные центры профтехобразования.

— Разницу увидеть уже можно. Вместо списанных станков середины прошлого века — современные тренажеры, цифровые учебные комплексы, — говорит Юлия Светличная. 
В 2017-м первые три заведения заключили договоры о дуальном обучении с «Укрзалізницею», а также с одним из крупнейших застройщиков в регионе. В 2019 году заведений, которые развивают дуальное образование вместе с реальным сектором, на Харьковщине будет уже 16.

Успехи Харьковской области по реорганизации ПТУ в крупные региональные центры образования отметила и министр образования Лилия Гриневич во время одного из рабочих визитов в наш регион.

— Вы инвестируете в профтехобразование, и это очень правильно. Вы развиваете состоятельность региональных рынков труда, - сказала министр. — Думаю, что центры на базе аграрных училищ, например, в Харьковской области, — это просто удивительно. Туда нужно ехать набираться опыта. И сейчас очень важно развивать конструктивное взаимодействие с предприятиями, поэтому мы пропагандируем дуальное образование, подписываем меморандумы с работодателями, у которых есть конкретные предложения.

Дети не боятся ошибаться


Участники форума обсудили результаты внедрения концепции «Новой украинской школы», отметив, что по итогам прошлого учебного года Харьковщине удалось успешно реализовать программу НУШ.

Как отметила директор Богодуховской общеобразовательной школы №2 Тамара Емельяненко, дети научились работать в команде, не боясь быть наказанными за ошибки.

— Сегодня все мы — учителя, родители – преодолели первую ступень «Новой украинской школы». Мы закончили первую строчку обучения, которая называется адаптационно-игровой, — говорит Тамара Емельяненко. – Наши дети научились общаться, слушать друг друга, они умеют работать в команде, коммуницировать, не боятся ошибаться. 

Качественная реализация реформ в сфере образования – один из приоритетов областной власти под руководством Юлии Светличной. Глава области отмечает: «Новая украинская школа» — это начальный этап в формировании личности нового гражданина.

— Главная идея «Новой украинской школы» — наполнение. Наполнение уроков новой интересной информацией, а классов – современным оборудованием. В целом программа должна предоставить возможность детям чувствовать себя свободно, комфортно и получать вдохновение, — уверена председатель облгосадминистрации.

В Харьковской области работает сильная команда


Участники педагогического форума обсудили создание Государственной службы качества образования Украины, а также собственно качество высшего и среднего образования и другие вопросы.

– Хочу поблагодарить Юлию Светличную – и думаю, что все в зале со мной согласятся, – за поддержку и внимание к развитию образования. Образование в области — в приоритете. Изменения никогда не происходят сразу, иногда на это нужны годы. Плановая реформа рассчитана на 12 лет, — сказала директор Департамента науки и образования ХОГА Лариса Карпова.

В Харьковской области действительно работает сильная команда, отмечает Анатолий Бабичев.

— Руководитель области Юлия Светличная чувствует и понимает все потребности сферы образования, решает такие чрезвычайно сложные вопросы, которые иногда, кажется, решить просто невозможно, — говорит он.

В завершение форума лучшим педагогам Харьковщины вручили награды Министерства образования и науки Украины и Харьковской областной государственной администрации.

Форум прошел в новом формате


По словам советника председателя ХОГА Марии Андреас, Харьковщина у многих ассоциируется именно с образованием.

— Это уникальная площадка, где сочетаются образовательные традиции, научная школа и производство. И то, что три года областная власть инвестировала в создание комфортных условий учебного процесса, создало прекрасные возможности для старта в новые реалии, — говорит Мария Андреас. — В этом году педагогический форум прошел в абсолютно новом формате: свободная дискуссия, представители всех звеньев – в спикерах, отличная мотивация.

Мария Андреас отмечает достижения, которые демонстрирует Харьковщина в сфере образования.

— Первое место в стране по качеству и доступности образования. Впервые построены с нуля школы. 66 новых детских садов, 7500 новых мест для детишек. Четвертое-пятое места по уровню прохождения ВНО в стране. Научные парки, центры трансферта технологий, бизнес-инкубаторы и лаборатории, которые массово открываются в учреждениях высшего образования. Оснащение, ремонт и фантастический уровень готовности к учебному году, — перечисляет Мария Андреас.

Однако задачи, которые ставит руководитель области на будущее, — еще более амбициозные.

— Сделать образование не просто брендом региона, а конкурентоспособным сектором экономики. Кроме того — возродить целостность образовательного пространства области, создав единую систему, где все отрасли и уровни образования работают во взаимодействии. А также – создать мотиваторы для заинтересованности молодежи в фундаментальной науке как едином базисе развития. По силам ли нам это? Абсолютно, — уверена советник губернатора. – Каждый из педагогов осознал на форуме, что все они являются равноправными творцами новой образовательной концепции региона и в равной степени потребителями того результата, который будет получен. Я верю в будущее украинской Харьковщины как локомотива наукоемкого производства и образования, имеющего практическое применение.