Не мытьем – так катаньем: даже если запретить рекламу лекарственных средств на телевидении, фармкомпании найдут способ, как заинтересовать население своей продукцией.

И результат может оказаться еще более печальным для пациентов, считает доктор Комаровский.

По данным Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания, реклама лекарств и диетических добавок занимает почти треть рекламного эфира на национальных телеканалах.

— Реклама — плохой советчик. Особенно когда это реклама лекарств и ее видит не специалист, а человек, который ищет способ легкого и мгновенного выздоровления, — сказала и. о. министра охраны здоровья Ульяна Супрун и заявила об инициативе министерства — ограничить рекламу лекарственных средств.

Нельзя верить рекламе безоговорочно


Еще в прошлом году в МОЗ разработали новый законопроект, который может изменить ситуацию с рекламой лекарств в Украине. А пока потоки обещаний, что чудо-гель избавит от сильной боли в суставах, а волшебная таблетка спасет от инсульта, по-прежнему льются с голубых экранов.

— Реклама лекарств по телевидению — узаконенный способ поддержки средств массовой информации, иначе многие СМИ просто загнутся. Другой пользы от этой рекламы нет, — считает врач-педиатр, кандидат медицинских наук Евгений Комаровский. – Но если фармкомпании перестанут тратить деньги на СМИ, они усилят поддержку врачей – будут поощрять врачей, чтобы те назначали нужные лекарства. Они освоят этот рекламный бюджет в любом случае.

В интернете и даже в некоторых печатных изданиях распространена практика, когда потрясающий эффект того или иного препарата расхваливает знаменитость. Не минула чаша сия и Евгения Комаровского. А посему он настаивает: нельзя верить рекламе безоговорочно – нужно включать мозги.

 — Ну о чем должна думать женщина, если она видит, что врач-педиатр Комаровский рекламирует лекарство от тромбофлебита? – задает он риторический вопрос.

По словам специалиста, не менее 20 раз он обращался по этому поводу в правоохранительные органы, но… эффекта нет.

Что можно рекламировать, а что хотят запретить?


По действующим законам в Украине можно рекламировать только те средства, которые имеют обязательный сертификат и отпускаются без рецепта. Также они не должны быть в списке запрещенных лекарственных средств, который утверждает МОЗ.

Законопроект, который предлагает министерство, не так радикален и призван не запретить всю рекламу лекарств, а только ввести ряд ограничений. Так, предлагается запретить рекламу целительства и нетрадиционной медицины. Если новый закон утвердит Верховная Рада, к рекламе препаратов будет запрещено привлекать известных людей, актеров и медработников. Кроме того, под запрет, согласно этому документу, подпадет формулировка «лекарства предназначены исключительно для лечения детей». А содержание рекламы должно будет соответствовать инструкции по применению лекарственного средства. Отдельно предлагают разработать порядок рекламы лекарств,  направленный на врачей. Функции контроля и мониторинга за содержанием рекламы планируют закрепить за Министерством охраны здоровья.

Продажа антибиотиков без рецепта – это криминал


Также в Украине намерены запретить продажу антибиотиков без рецепта – весной этого года Кабмин утвердил план борьбы с устойчивостью к противомикробным препаратам, предусматривающий ограничение безрецептурного доступа к антибиотикам. До конца второго квартала 2019 года МОЗ должно разработать порядок эпидемиологического надзора за противомикробной резистентностью, а также внедрения мероприятий инфекционного контроля в учреждениях здравоохранения всех форм собственности. Это делается с целью гармонизации законодательства Украины и ЕС.

— Продажа антибиотиков без рецепта – это криминал, — считает Евгений Комаровский. — Суть правильной реформы – ни одно врачебное назначение не должно повиснуть в воздухе. Оно должно иметь электронный след. Как только ты назначил лекарство – в электронной карточке пациента должна появиться эта информация.