Премьерой спектакля по пьесе Рея Куни «Смешные деньги» Харьковский государственный академический драматический театр имени Т.Г. Шевченко открыл свой 86-й театральный сезон.

Феномен популярности английского комедиографа Рея Куни в Украине впору изучать социологам. «Смешные деньги» стали третьей пьесой Куни, поставленной в нашем городе. Эта пьеса о мелком служащем, нашедшем в свой день рожденья дипломат с большой суммой денег. Неправдоподобность этой ситуации и дальнейшие поступки персонажей делают ситуацию откровенно фарсовой. 

Спектакль поставил приглашенный из Мюнхена режиссер Марк Нестантинер.
— Мне всегда лучше удавались трагедии, — признался режиссер-постановщик спектакля в интервью для харьковских СМИ. — Но, поставив несколько комедий, понял: большой разницы нет — «от трагедии до комедии один шаг». 

С этим мнением согласен и драматург Рей Куни, который писал: «Я хочу, чтобы люди смеялись. Я ищу истории про простых людей. В этом случае фарс напоминает трагедию, чрезвычайные вещи происходят с простыми людьми» 

Наверное, поэтому в пьесе нет красивых поэтических монологов, за которые могли бы спрятаться актеры. Персонажи спектакля не могут неподвижно находиться в центре сцены, интеллектуально рассуждая о своем затруднительном положении. Они постоянно вынуждены куда-то мчаться, пытаясь разрешить возникающие проблемы. Поэтому для успеха комедии важно правильное распределение ролей. 

Постановщик спектакля режиссер Марк Нестантинер доверил исполнение ролей опытным актерам театра. И этот выбор сделал успех комедии очевидным. Вернее слышимым, потому что зрительный зал постоянно реагировал на происходящее на сцене приступами здорового неудержимого смеха. На «ура» зрителями воспринимались дуэтные сцены Генри — Виктор. Эти роли исполнили народные артисты Украины Владимир Маляр и Петр Рачинский. В яркости и сценической убедительности не отставали и исполнители женских ролей — народная артистка Украины Агнесса Дзвонарчук (Джейн) и актриса Лариса Лунина (Бетти).
Но даже постоянные взрывы смеха не могут скрыть от зрителей некоторого дискомфорта в актерской игре, продиктованного громадным незадействованным в спектакле размером сценической площадки. Исполнители чувствуют себя уютно только на маленьком обжитом пятачке на авансцене. Все остальное сценическое пространство не только не обыгрывается, но и временами даже мешает исполнителям. Это создает впечатление, что спектакль ставился на другой, более камерный зал и только волею случая играется в большом зале театра. 

Вспомнив высказывание великого К.С. Станиславского: «Театр живет не блеском огней, не роскошью декораций, а идеалами драматурга», понимаешь, что дальнейшее обсуждение художественных достоинств и недостатков «Смешных денег» лишено смысла. Ведь цель, поставленная автором — рассмешить — достигнута.

Справка
Марк Нестантинер окончил режиссерский факультет Киевского театрального института имени Карпенко-Карого (мастерская М. Рудина). Поставил спектакли «Схожий на лева» по Р. Ибрагимбекову, (театр-студия на Ярославом валу); «Сподіватися» по Ю. Щербаку (Ворошиловоградский областной музыкально-драматический театр); «Отчий світильник» по Р. Федорову; «Сорочинський ярмарок» по М. Гоголю (Львовский ТЮЗ), «Пам'ять» по произведениям Б. Олейника (Національний театр имени И. Франко), «Шабашечка» по В. Тимченко, «Дах» по А. Галину (Киевский театр киноактера), «Ідея пана Дома» по Ф. Кроммелинку (Киевский театр русской драмы имени Л. Украинки) и другие, а также в 1981 году спектакль «Стойкий принц» по П. Кальдерону в Киевском молодежном театре, который из-за официального запрета так и не был показан широкой публике. С 1994 года Марк Нестантинер живет в Мюнхене. Ставит спектакли в Германии и Голландии. Осенью 2005-го Марк Нестантинер поставил в театральном центре имени Леся Курбаса «Записки сумасшедшего».