В начале сентября исполнилось бы 70 лет легендарному театральному администратору Вячеславу Панченко, которого считают своим учителем не только многие коллеги по цеху, но и директора разных театров Украины.

В день рождения этого замечательного человека в Харьковском государственном академическом театре кукол имени В.А. Афанасьева прошло вручение независимой театральной премии имени Вячеслава Панченко.

Есть люди, чей уход становится для многих поистине невосполнимой потерей. Вячеслав Панченко, заместитель директора театра кукол – «волшебник из Дворца сказок», «министр чрезвычайных ситуаций» – действительно был незабываемо яркой личностью. Всегда элегантный, умеющий с самым серьезным видом кого-то разыграть и вместе с тем с кажущейся легкостью преодолеть любые препятствия, найти выход в безнадежном деле… Его долго будет помнить весь театральный Харьков и, конечно, родной коллектив. «Родной» в данном случае – не фигура речи, а констатация факта: Вячеслав Николаевич всегда гордился, что в трудовой книжке у него зафиксировано только одно место работы. И близким людям пришлось смириться с тем, что театр в жизни Панченко всегда на первом месте. «Так учил меня Виктор Андреевич Афанасьев, – говорил он неоднократно. – Ты должен сделать для актера все, что можешь, быть с ним и в горе, и в радости, взять на себя все его бытовые трудности, чтобы освободить для творчества». Этому совету он следовал неукоснительно. Правда, к нему, человеку удивительно широкой души, обращались за помощью далеко не только сотрудники театра. Невозможно представить, сколько людей вспоминают его с благодарностью, скольких он выручил в трудных ситуациях. Но театр кукол действительно был самой большой его любовью, служению которого он отдал почти 47 лет.

О птичьем молоке


То, как в 1972 году 23-летний Слава Панченко пришел по чьей-то рекомендации устраиваться на должность администратора к «самому» Виктору Афанасьеву, давно стало известным театральным анекдотом. Шла репетиция. Редкий смельчак, знавший Афанасьева, рискнул бы потревожить его в такой момент. Но ничего не знавший Вячеслав смело двинулся прямо к маэстро. Виктор Андреевич, отличавшийся своеобразным чувством юмора, согласился рассмотреть кандидатуру Панченко при условии, что тот еще до конца репетиции добудет для театра птичье молоко. Если же его постигнет неудача, отметил сурово экзаменатор, первое задание станет и последним. Увы, известная еще со времен Древней Греции идиома «птичье молоко», означавшая нечто несбыточное, то, чего в природе нет, была тогда Вячеславу незнакома. Он несколько удивился такому заданию, но принял все за чистую монету.

Рассеянно понаблюдав за стаей голубей, что-то клевавших на площади, будущий администратор зачем-то направил свои стопы в находившееся неподалеку кафе «Голубь». Получив там «квалифицированный» совет местного юмориста, со всех ног рванул на птичий рынок. Естественно, там продавцы смотрели на него квадратными глазами и давились от хохота, пока какой-то доброжелатель не объяснил юноше, что его, судя по всему, разыграли. Понурым и расстроенным возвращался Вячеслав Панченко в театр. «Да и зачем туда вообще идти, наверное, лучше ехать домой», – сказал он себе, стоя на остановке троллейбуса с противоположной стороны площади, рядом с кондитерским магазином «Ведмедик». И тут случайный взгляд, брошенный на витрину, решил его судьбу. Неудивительно, что тогда словосочетание «птичье молоко», сегодня известное каждому, не вызвало у него ассоциаций – конфеты с таким названием начали производить лишь в конце 1960-х и продавали их в основном в Москве и Питере, для Харькова же они были в новинку. Целых шесть коробок «Птичьего молока» положил Вячеслав Панченко на стол Виктора Афанасьева. Вердикт был короток: «Берем!»

Нет проблем!


Вячеслав Николаевич умел учиться, причем у лучших. Опыт приходил постепенно, и со временем многим стало понятно, что ничего невозможного для Панченко нет. Нужно провезти через таможню габаритные декорации, пропускать которые категорически отказываются, или договориться отправить театральный автобус ночью, когда ездить запрещено? Нет проблем! Если бы «великий комбинатор» Остап Бендер услышал то, что с энтузиазмом и неистощимой фантазией рассказывает таможенникам Вячеслав Николаевич, он бы тихо плакал от собственной несостоятельности. Чего-то добиться от иностранцев во время заграничной поездки, ни слова не зная на их языке? Пожалуйста! Достать то, что достать невозможно, хотя бы, к примеру, уникальную сетку, используемую только в космосе? А как же иначе, если надо?

Даже со своим учителем Виктором Афанасьевым Вячеславу Панченко удалось «поквитаться». В который раз тот разыграть решил своего подчиненного и отправил его за очередным «птичьим молоком» – в исторический музей за креслом XIV века, якобы необходимым для спектакля. Стойко выдержав шквал эмоций возмущенных музейщиков, Вячеслав Николаевич сумел-таки договориться с директором и принес уникальный экспонат в театр. Афанасьев был в шоке…

Премию учредил сын


Поистине администратором Панченко был гениальным. И человеком очень верным – и своему учителю, даже в самые тяжелые для него времена, и театру, какие бы бури над ним ни проносились. Как переживал он проблемы коллектива и как сияли его глаза, когда популярность театра снова начала расти, а билеты на некоторые спектакли стали раскупаться мгновенно. Казалось бы, жить ему и радоваться. Но, как говорил герой известного романа Михаила Булгакова, проблема не в том, что человек смертен, а во внезапности этого явления…
Год назад, в 69-ю годовщину рождения Вячеслава Николаевича, до которой он не дожил, его сын, Роман Панченко, учредил независимую театральную премию имени Вячеслава Панченко. Награждение прошло тогда в Доме актера и стало результатом отбора кандидатур, выдвинутых зрителями в интернете. Осознавая некоторое несовершенство подобной системы, Роман Панченко в этом году решил попробовать соединить мнения экспертов и аудитории, расширив при этом количество номинаций с пяти до восьми. Перед теми, кто на сей раз определял победителей, стояла непростая задача – на соискание премии были выдвинуты более трехсот претендентов из разных театров Харькова.

Он продолжает жить


В номинации «Яркий администратор» победила директор Харьковского муниципального центра культурных инициатив Татьяна Настаченко. Титул «Ветеран сцены» получила солистка балета, мастер сцены Харьковского национального академического театра оперы и балета им. Н.В. Лысенко Ольга Василянская. В номинации «Театральное событие сезона» отмечены спектакль ХГАТК им. В.А. Афанасьева «Дети райка» и постановка «Моня» театра одесского разлива «Ланжеронъ».

«Актером года» был признан Михаил Озеров за роль Эрика Краузе в спектакле «Семейка, добрый вечер» Roman Panchenko Theatre Company. «Лучшим работником закулисья» назвали балетмейстера Харьковского академического русского драматического театра имени А.С. Пушкина Наталью Федину. В номинациях «Артист-вокалист» и «Солист балета» были награждены артисты оперного театра Александр Золотаренко (за роль Труффальдино в спектакле «Любовь к трем апельсинам») и Артем Рязанов (за воплощение образа Меркуцио в постановке «Ромео и Джульетта»).

Премиями в области сценографии отмечена Ирина Борисова, художник спектакля «Щелкунчик». А в номинации «Яркий дебют» победили сразу три претендента: режисер Лилия Петренко (за ряд спектаклей творческого объединения «Інакше»), руководитель балетной труппы ХНАТОБа Антонина Радиевская (за создание либретто спектакля «Мистерии Пандоры») и творческое объединение ART Production AltBier (за вклад в развитие индустрии мюзикла). Специальными дипломами были награждены художница Оксана Сторожук и балетмейстер Ирина Клепикова.
Сменялись на сцене театра кукол награжденные, выходили в номерах праздничного капустника, поставленного Ириной Рабинович и Игорем Мирошниченко, артисты… Казалось, стоит только обернуться – и снова увидишь улыбку Вячеслава Николаевича, будто он, как добрый дух, продолжает жить в театральных кулисах.