Образование в области естественных наук должно стать более качественным, выпускники профтехучилищ должны иметь гарантированное рабочее место, а дипломы харьковских вузов должны признаваться другими странами – Харьковщина успешно решает задачи, поставленные руководителем области Юлией Светличной.

Об этом в программе «Точка зрения» на телеканале Р1 рассказала советник главы Харьковской облгосадминистрации Светлана Резван.

Школа может принять решение о введении формы


– Минуло две недели с начала нового учебного года. Каким был его старт на Харьковщине?

– В этом году почти полмиллиона учеников и студентов начали свой учебный процесс в Харькове. Стартовал новый учебный год с изменениями, и хочется, чтобы эти новации продолжались. Например, было рекомендовано отменить линейки, которые всегда начинали учебный год. Школы области начали учебный год неординарно, очень красиво, без линеек. Эти изменения школы с удовольствием приняли, и в большинстве учебных заведений праздники Первого звонка проходили для детей и ради детей, потому что школа должна быть комфортной и дружественной к ребенку.

– Еще одна новация – отмена обязательной школьной формы. Как учителя, родители, дети восприняли такое изменение?

– Не все восприняли позитивно, не всем легко отказаться от привычной школьной формы. Помогла перешагнуть этот барьер жаркая погода, которая установилась в начале сентября, – в большинстве школ детям позволяют ходить в удобной легкой одежде.

– Но какие-то правила дресс-кода все же остались?

– Мы просто приучаем детей к деловому стилю, рассказываем, что существует определенный дресс-код, но это не обязательно должна быть какая-то строгая форма определенного образца.

– А может ли школа или гимназия своим внутренним распоряжением ввести форму?

– Выбор формы – это творческий процесс, и он вынесен на рассмотрение каждого учебного заведения. Поэтому своим педагогическим коллективом вместе с родителями любое учебное заведение может решить, что может считаться у них формой одежды.

В школьных столовых появится система «шведский стол»


– Должно измениться и школьное меню, сама философия питания. Этот процесс требует, конечно же, определенной подготовки, чтобы получить какие-то разрешения, соблюсти санитарные нормы. Действительно ли в области все школы начали кормить своих учеников по новым правилам?

– Вы правы: это долгий и очень сложный процесс, потому что многое связано и с самой технологией, и с разрешениями, и с договорами. Перестроить процесс, который был налажен до этого, очень сложно. А в этом вопросе должна быть коммуникация школ с органами образования, с родителями, с учениками. Кроме того, это требует проведения определенного ремонта в школьных столовых. То есть к шведскому столу и разнообразию, которые должна сейчас обеспечить школа, необходимо подготовиться и  создать все условия, чтобы такой способ питания был комфортным для детей. Постепенно мы внедряем эти новации – в каких-то школах раньше, в каких-то позже.

– Внедрение таких новаций требует и определенного финансирования, в частности для проведения того же ремонта в школьных столовых. На чьи плечи оно ложится?

– Есть несколько источников финансирования – государственная субвенция, областной бюджет и местные бюджеты. Это ответственность каждого района. Большая ответственность также лежит и на руководителе учебного заведения. Если раньше директора школ отвечали лишь за учебный процесс, то сейчас это должен быть серьезный бизнес-процесс, и руководитель учебного заведения должен в нем прекрасно разбираться. Он должен быть менеджером. Но не каждый руководитель готов к этому. Поэтому нужно учить директоров, повышать их квалификацию.

– Созданы ли сегодня условия в области для того, чтобы помочь учителям, руководителям учебных заведений переподготовиться, дабы отвечать современным требованиям?

– Работает центр переподготовки. Рекомендации дают и департаменты образования. Постоянно проходят сборы, на которые приглашаются руководители учебных заведений для того, чтобы получить такие рекомендации, выучить новые правила, получить разъяснения. Работа ведется постоянно.

Харьковщина – в лидерах по внедрению «Новой украинской школы»


– На заседаниях Министерства образования и науки Харьковщину неоднократно отмечали как успешный регион в плане внедрения практики НУШ, которая отработана в области уже в течение года, а в некоторых школах – трех лет, потому что на Харьковщине некоторые учебные заведения принимали участие в пилотных проектах. Можно ли уже сделать определенные выводы?

– Действительно, Харьковщина вошла в пятерку лучших областей, подготовивших начальную школу и работающих в условиях НУШ. У нас около 700 учреждений образования в области, и, конечно же, во всех из них реформа стартовала с разных уровней. Кроме того, продолжается процесс оптимизации школьной сети, выделяются опорные школы. И если в прошлом году мы начинали учебный год с 44 опорными школами, то в сентябре этого года стартовало уже 51 опорное учебное заведение.

И эта работа продолжается: укрепляется материальная база опорных школ, готовятся их филиалы, и именно начальные школы являются такими филиалами. Но есть школы, например, в маленьких селах, которые еще не вошли в эту сеть – в них совершенно иные условия, и предстоит еще очень много работы по созданию там нормальных условий для образования детей. Поэтому еще есть куда идти и с чем работать.

– Создание достойных условий для жизни, обучения, лечения жителей сельской местности – один из приоритетов главы Харьковской области Юлии Светличной. Что можно сказать в плане образования по результатам прошлого года? Действительно ли условия не уступают городским?

– Стоит посмотреть хотя бы на количество предметных кабинетов в школах области, которые оснащены современным оборудованием. Более того, в прошлом году Юлия Александровна постановила новую задачу – повышение знаний в области технических наук, математики, физики. И именно на это нацелена работа и с оборудованием кабинетов, и с их компьютерным оснащением, чтобы повысить качество знаний по этим дисциплинам, потому что, как показывает время, именно эти предметы востребованы во всем мире.

Работаем с каждой школой. Ведь многие из них долгое время вообще не видели ремонта. Сейчас внедряются энергосберегающие технологии, организуется современное освещение, проводится утепление, обустраиваются туалеты, обеспечивается доступность учебных заведений. В этом году ставится новый план по закупке школьных автобусов – мы увеличиваем автопарк, чтобы дети и учителя добирались в школу комфортно и вовремя.

Дуальное образование стало нормой


– Развитие профессионально-технического образования – сегодня одно из основных направлений работы областной власти. В этой отрасли сейчас тоже происходит реформирование, создаются профобразовательные центры. Чего удалось достичь за последние два-три года?

– С одной стороны, это экономика: чтобы содержать профессионально-технический центр, необходимы средства в бюджете. И с экономической точки зрения идет процесс организации этой сети профтехучилищ. Это вопрос софинансирования бюджетов различных уровней, поэтому и идет оптимизация.

Проблема в том, что много заведений находится в ненадлежащем состоянии, много нареканий на то, что дети не могут находиться и учиться в таких помещениях. Поэтому в первую очередь выбираются те заведения, где легче всего обеспечить эти условия.

С другой стороны, на рынке труда есть спрос на переформатирование специальностей, поэтому выбирали те из них, которые пользуются повышенным спросом. Дуальное образование с участием бизнес-структур уже стало нормой – каждый выпускник профессионально-технического учебного заведения должен получить рабочее место. Именно над этими заданиями и работает областная администрация.

– Речь идет о заказе определенных специалистов?

– Да. Сейчас частный бизнес, коммерческие структуры заинтересованы в обучении тех специалистов, которые им нужны. Работодатели заинтересованы, чтобы специалист был обучен тем специальностям, на том оборудовании и имел те опыт и знания, в которых нуждается предприятие. В таких контактах и сотрудничестве рождаются новые специальности.

– Когда мы говорим о госзаказе, это означает, что государство финансирует образование того или иного студента, гарантирует стипендии и так далее. А если заказчиком выступает бизнес, о чем идет речь?

– О создании условий, материально-технической базе и рабочей практике. Потому что можно говорить об обучении сколько угодно, но если студент не имеет возможности поработать на том оборудовании, на котором он будет трудиться в дальнейшем, о каком качестве образования можно говорить? Работодатель может помочь каким-то оборудованием или предоставить свои мощности для практики студента.

В связи с этим Харьковщина подала проект по созданию большого регионального Слобожанского центра профтехобразования. Он будет называться Центр профессионального совершенства.

– Это первый проект в Украине. Чем он отличается от региональных центров профтехобразования, которые активно создавались в последние три года?

– Центр профессионального совершенства рассчитан как на студентов, так и на преподавателей, потому что повышать свое совершенство в первую очередь должны те, кто учит.

Жизнь не стоит на месте, все меняется и все мы должны каждый день обучаться и повышать свою квалификацию.  Для учителей школ есть такой центр повышения квалификации. Он постоянно нарабатывает новые методики, новые разработки, учителя постоянно общаются, проходят переквалификацию. В этом же нуждаются и преподаватели профтехобразовательной сферы. Кроме того, речь идет о материальной базе, об оснащении для совершенствования практических навыков.

– То есть это будет какая-то большая площадка с мастерскими, лабораториями, лекториями?

– Это действительно будет большая лаборатория, где будут нарабатываться и методика работы, и практика.

– Когда же этот центр распахнет свои двери?

– Пока ждем утверждения проекта.

Харьковские дипломы должны признаваться во всем мире


– Недавно заместитель председателя ХОГА Анатолий Бабичев отметил, что перед властью Харьковщины во главе с Юлий Светличной и образованием области стоит амбициозная задача – дипломы харьковских вузов должны признаваться в других странах. Для этого создаются инновационные структуры и центры поддержки инноваций...

– Это требует огромных усилий. А вопрос очень важен, потому что мир расширяется, границы открыты, и многие наши студенты планируют работать за границей. Харьковщина всегда была и остается столицей студенчества и центром науки и образования в Украине. На каждой международной встрече с Юлией Александровной наши гости говорят, что в обучении студентов из любой страны приоритет отдается именно Харьковщине. У нас есть условия, есть гарантии – областная администрация действительно заботится о проблемах иностранных студентов, создает все условия, чтобы они чувствовали себя тут комфортно. А иностранные студенты – это большой плюс для экономики Харьковщины: это и финансы, и новации, и много полезного для образовательного опыта.

Три года назад стартовал процесс привлечения средств государственного бюджета, и финансов бизнес-структур для создания современных инновационных центров на базе вузов. У нас есть парк «Синергия» в Харьковском национальном университете радиоэлектроники, есть современные центры и лаборатории в Харьковском национальном университете городского хозяйства им. А.Н. Бекетова. Почти 100 лабораторий создано за эти три года в наших государственных вузах, чтобы студенты могли обмениваться опытом, практиковаться в процессе обучения, создавать проекты, а бизнес-специалисты помогали бы им доводить их до того уровня, при котором их можно продать на рынке или получить финансирование для реализации. Привлекаем мы и иностранных специалистов, если они заинтересованы в обучении своих специалистов тут – они помогают с оборудованием. То есть это долговременный сложный коммуникационный процесс, который сейчас продолжается на Харьковщине.

– Многие харьковские вузы работают в тандеме с коллегами из других стран, сегодня выдаются двойные дипломы. А это уже признание. Этот процесс наверняка сопровождается подготовкой какой-то нормативной базы, переговорами для того, чтобы сотрудничество как-то выстраивалось?

– Конечная точка – это решение Министерства образования и науки, это их действия и договоренности. Но мы должны подготовить базу и обеспечить определенный уровень, чтобы МОН поставило точку в этом процессе и наш диплом действительно признавался.

Это инициатива Юлии Светличной, ее задача, и происходит все это благодаря ее усилиям. А если руководитель области ставит задачу, она обязательно решается полностью.