Учитель французского. Звучит это как-то очень уж не по-современному. Учитель французского Нина Ивановна Черныш быть современной не стремится, она просто любит современных детей. Такими, какие они есть.

Нина Ивановна Черныш работает в специализированной средней школе № 109 г. Харькова с углубленным изучением французского языка. Отличник образования Украины, учитель-методист, награждена медалью «Ветеран труда» и большим количеством грамот — вот неполный перечень наград Нины Ивановны. Это оценка труда учителя, посвятившего не одно десятилетие обучению и воспитанию детей. Но, по словам самой учительницы, главной наградой являются удачно сложившиеся судьбы ее бывших учеников. Сколько их, разъехавшихся по всему свету, сама Нина Ивановна точно сказать не может. 

— Ваш более чем 45-летний опыт работы в образовании позволяет проследить, как менялось отношение к учебе за эти годы. Что влекло раньше и что влечет теперь детей в школу? 

— Я помню поколения, когда дети стремились получить в будущем хорошую профессию, служить Родине. Слова учителя воспринимались как наказ, обязательный к исполнению. Сегодня ведущей является самооценка личности. У многих из поколения сегодняшней молодежи главный мотив: «не хочу быть хуже других», «чем лучше оценки, тем увереннее чувствуешь себя», «нужно уметь держать темп, всегда находиться в хорошей форме». 

— А современные дети, какие они? 

— Современные дети такие, какими мы их видим. Когда мы сегодня требуем от детей большей самостоятельности, ответственности, когда родители решают свои взрослые проблемы, дети остаются наедине со своим
выбором. 

— Как же им сориентироваться перед новыми идеологическими посылами в море рекламы и информации? 

— Среда, в которой учат позитивным ценностям, должна способствовать развитию самостоятельности и независимости мышления, а следовательно, активности, а не просто послушанию. Мы живем не в традиционном статичном обществе, настала пора вносить изменения и в процесс обучения, переводя его в режим активного, более того, интерактивного пространства. Каждому педагогу необходимо помнить: то, как он учит, так же важно, как и чему он учит. Находясь на уроке, учащиеся ежесекундно получают урок морали — отношения к ним и их отношения к другим. Нельзя ожидать, что дети будут воспринимать готовые ценности и истины на протяжении всего обучения в школе, а потом во взрослом возрасте вдруг начнут делать выбор. Поэтому очевидным способом формирования навыков принятия решений и готовности внедрить их в жизнь является предоставление школьникам возможностей принимать их в повседневной практике. Но для этого необходимо готовить соответствующие материалы, определять выбор видов и способов деятельности, подходы к решению проблем, что делает продуктивным сам процесс обучения и воспитания, создает ситуацию, когда ученик ощущает свою интеллектуальную возможность и успешность. 

— Вы на протяжении 21 года работали в должности завуча по иностранным языкам. Что из задуманного удалось воплотить в жизнь и что оказалось нереальным? 

— Я по натуре максималист и задачи всегда ставила повышенные. Те, кто со мной работал, могут это подтвердить. Поэтому мы и достигли многого в обучении французскому языку. Упомяну только один факт: в условиях ограниченных контактов с иностранцами в 70-е годы мы первыми в городе наладили безвалютный обмен учащихся между двумя странами. А нереального для нас тогда ничего не было. 

— Что волнует вас сегодня как педагога, какие проблемы существуют в преподавании? 

— В связи с тяжелым экономическим положением у учащихся пропадает интерес к учебе. Способные, но материально необеспеченные дети не всегда могут пробиться за теми, у кого есть деньги. Жалко, что теряются те, кто по-настоящему могли бы стать хорошими врачами, юристами, экономистами. Плохо и то, что нет сейчас достойной профессиональной направленности обучения. Существующие программы не отражают реальных потребностей общества. По-прежнему ощущается некий дисбаланс между тем, что предписывают циркуляры, и тем, что видят дети в повседневной жизни. По всем предметам мы наблюдаем перегруженность детей. Многие учебники перенасыщены информацией, которая не является главной для усвоения в школе. Хороших учебников не хватает, а по некоторым предметам их попросту нет. Рекомендуют использовать в работе зарубежные методики, которые не отражают наших реалий и нашей ментальности. Отрадно, конечно, что дети получают возможность общаться с носителями иностранного языка напрямую, но это не отменяет необходимости базовых знаний в грамматике, устной и письменной речи. 

— Сейчас вы — классный руководитель девятого класса. Что труднее: быть завучем или руководить коллективом учащихся? 

— Сложный вопрос. Все зависит от того, как поставить работу. Думаю, здесь важна организация и организованность, заинтересованность в общем деле. А люди — будь они хоть дети, хоть взрослые — сами поймут, искренни вы с ними или нет. У нас в классе, например, сформировался коллектив, где личные интересы действуют не в ущерб, а на пользу общим делам. 

— Что движет вами, когда вы переступаете порог школы? 

— Я люблю детей, люблю свою профессию, всегда иду с радостью на работу — она не в тягость. Когда захожу в класс, чувствую, как доверчивые глаза детей с разными судьбами смотрят на меня в надежде получить поддержку, понимание и любовь. Я стараюсь не оставлять их наедине с их надеждами и проблемами. И потому вижу детей уверенными, целенаправленными, жизнерадостными и способными передать в будущем свой жизненный опыт уже своим ученикам.