Способность ребенка до двухлетнего возраста к восприятию мира и взаимодействию с ним еще крайне ограниченны.

Именно развивающие игрушки помогают ему быстрее приобрести самые важные навыки: понимание форм, размеров, цветов и других свойств простых предметов.

Сортер. Эта игрушка знакомит ребенка с геометрическими формами и цветами. Доступна с момента, когда малыш может самостоятельно сидеть, то есть примерно с 6-8 месяцев. Не стоит ожидать, что ребенок сразу же начнет сортировать формы предметов с первой попытки -- к этому малыш придет постепенно.

Вкладыши. Яркие стаканчики-вкладыши привлекают внимание малыша, развивают мышление и логику через простое соотнесение геометрических форм. Игрушка доступна даже раньше, чем малыш начнет самостоятельно сидеть – в этот период можно привлекать внимание ребенка отдельными яркими стаканчиками для развития цветовосприятия.

Шумелки, погремушки и колокольчики. Звуки привлекают внимание ребенка практически с самого рождения. Простые шумелки помогут отвлечь внимание малыша во время капризов. Погремушки и колокольчики производят другой эффект: они оживляют ребенка и мотивируют его активно двигаться.

Игрушки с кнопками. Нажатие на кнопки развивает мелкую моторику малыша, а также позволяет привыкнуть к одному из наиболее частых действий, совершаемых современным человеком, – работе с клавиатурой компьютера.

Кукла. Важно выбрать куклу с закругленными формами и без мелких деталей. Доброе выражение лица – также важный фактор, влияющий на восприятие мира малышом.

Книги. Самые простые и самые безопасные (со скругленными краями и без возможности вырывать листы) книги должны быть доступны ребенку уже с рождения для совместного чтения с родителями.

Пирамидка.
Эта игрушка в некотором роде сочетает в себе функции сортера и стаканчиков-вкладышей, знакомя ребенка и с цветами, и с формами, и с размерами объектов.

Мячик. Развитие координации и логики отлично проходит через простую игру в мячик с ребенком от 6 месяцев.

Покупая игрушки для своего малыша, прислушайтесь к советам специалистов:
  • меньшее количество игрушек лучше развивает воображение, чем очень большое. В этом случае ребенок придумывает новые игры с имеющимися игрушками;
  • игрушка должна радовать малыша, а не пугать. Поэтому не покупайте ребенку страшных монстров, чудовищ или злых героев мультфильмов;
  • в инструкции должен быть указан способ ухода за игрушкой (особенно за мягкой), рекомендации по сборке (если это необходимо) и ее безопасному использованию;
  • чтобы ребенок научился адекватно воспринимать мир, лучше подождать с приобретением игрушек-мутантов (например, фиолетовых слонов);
  • не рекомендуется приобретать игрушки, окрашенные в красный и черный цвета, так как они негативно влияют на психику особенно чувствительных детей. Лучше остановить свой выбор на разноцветной игрушке – она будет тренировать зрение и помогать малышу в изучении цветов;
  • не приобретайте игрушку на вырост, ведь ребенку хочется играть уже сразу.

Размер имеет значение


Мягкая игрушка – это, пожалуй, самая популярная игрушка. Но как выбрать подходящую для ребенка, на что ориентироваться?

Во-первых, стоит позаботиться о безопасности изделия. Приобретайте игрушки только в тех магазинах, где вам могут предоставить сертификат качества, а не на развалах в метро и на рынках. Она должна быть обязательно запечатана в целлофановый пакет, что защищает ее от пыли и грязи. Также игрушка не должна иметь резкого запаха.

Во-вторых,
обратите внимание на размер, ведь он тоже имеет значение. Очевидно, что игрушка не должна быть слишком большой. Маленький ребенок не сможет самостоятельно взять и перенести полутораметрового медведя. Конечно, вы можете их использовать в качестве кресла или подушки. Однако лучше отдать предпочтение игрушкам средних размеров –от 10 до 40 сантиметров. Малыш тогда легко сможет с ней играть и производить различные манипуляции.

В-третьих, игрушка должна соответствовать действительности, чтобы ребенок мог легко узнать и назвать, кто перед ним – белочка, мишка. Если ребенку предложить лошадь с носом хрюшки, то он просто не будет знать, как с ней играть. Отдавайте предпочтение естественным раскраскам, а не зеленым зайцам и красным пони. Мягкие игрушки позволяют играть в ролевые игры, заставляют работать фантазию, моделировать ситуации из жизни, развивая воображение, и отрабатывать модели поведения в обществе. Поэтому они должны максимально соответствовать действительности.

В-четвертых, если встал выбор между говорящей игрушкой и неговорящей, то отдавайте предпочтение последней. В первом случае все сведется, скорее всего, к тому, что ребенок просто будет нажимать говорящий механизм, в то время как в этом возрасте значительно лучше будет, если ребенок сам будет «говорить голосом игрушки».

Кстати, мягкая игрушка не обязательно может быть медведем, зайчиком или поросенком.

Для самых маленьких предназначены мягкие книжки. Изготавливают их из флиса, трикотажа или хлопка. Они содержат «шуршалки», шнуровки, пищалки, кармашки, имеют вшитые погремушки. На страничках таких книг в виде аппликаций представлены разные картинки: животные, насекомые, люди. Многие картинки к страницам таких книг крепятся с помощью липучек, и малыши могут переставлять их по собственному желанию и разумению.

Мягкие кубики предназначены для крошек от полугода. Внутри таких кубиков тоже могут быть колокольчики, «шуршалки» и пищалки.

Еще один интересный вариант – перчатка-кукла или игрушка на руку. Основа такой куклы – обычная перчатка, которая имеет комплект тканей разной фактуры. Из этого набора можно соорудить любую куклу. Конечно же, сначала кукловодом будет взрослый, но затем и подросший малыш включится в игру.

Как не ошибиться с выбором развивающих игрушек


Ребенок охотнее и успешнее всего развивается с помощью игры. Именно поэтому важно подобрать правильные развивающие игрушки – от них напрямую зависят основные навыки, которые ребенок приобретает в первые пять лет жизни. По достижении двух лет разнообразие развивающих игрушек значительно увеличивается – в соответствии с растущим любопытством ребенка к миру вокруг него. На чем же сконцентрировать внимание?

Книги.
В этом возрасте книги выполняют еще более важную роль: они помогают развивать абстрактное мышление, речь и словарный запас.

Мягкие игрушки. Эти игрушки позволяют ребенку отработать простейшие навыки общения без риска совершить ошибку. Наличие плюшевого друга благотворно влияет на психику ребенка в целом.

Конструкторы. Трехмерное мышление, чувство симметрии, фантазия, математические навыки, мелкая моторика и эстетическое восприятие мира – все это и многое другое отлично развивается во время игры с конструктором. Важно выбирать сложность конструктора, подходящую под возраст и уровень развития малыша.

Ролевые игры. Различные виды ролевых наборов помогают ребенку получить базовые представления о профессиях и видах деятельности человека.

Радиоуправляемые игрушки. Такие игрушки вызывают восторг практически у всех детей. Кроме положительных эмоций ребенок приобретает навыки общения с техникой, пространственное мышление и осознание скорости движения предметов.

Наборы для творчества. Карандаши, краски, пластилин, глина и другие наборы для творчества позволят ребенку раскрыть свое внутреннее «я», при этом обеспечивая эмоциональную и психологическую разрядку.

Игрушки для улицы. Обязательный инвентарь для ребенка – совочки и формочки для песка, ведерки, игрушечные автомобили и техника, санки, мячи, мелки и другие предметы для веселого времяпрепровождения вне дома. Прогулки на улице в целом важны для здоровья и развития ребенка, а перечисленный инвентарь поможет заинтересовать его выйти из дома, где игрушек гораздо больше.