Если бы микромодель Харьковщины была перенесена на всю Украину, страна уже достигла бы больших успехов в борьбе с коррупцией. Харьковский опыт необходимо транслировать на национальном уровне.

Такое мнение высказал доктор политических наук Игорь Полищук в программе «Точка зрения» на телеканале Р1.

Снятие депутатской неприкосновенности – это задел на перспективу


– Политические события в Украине в последнее время развиваются  стремительно. В достаточно сжатые сроки  принято несколько законов, конституционных изменений… Какую из новаций вы бы отметили как самую важную, которая повлияет на жизнь каждого украинца?
 
– Действительно, сейчас мы живем в таком ускоренном темпе. И новый президент декларирует тактику быстрых изменений. В этом есть свои плюсы и минусы. Плюс в том, что наши граждане полностью с одобрением это воспринимают, и рейтинг президента держится на отметке около 70%.

Что же касается новации, которая со временем приведет к существенным сдвигам, то это снятие депутатской неприкосновенности.

– А как это повлияет на жизнь рядового украинца?

– Связь здесь есть, хоть и не прямая. Депутатская неприкосновенность в том виде, в каком она была у нас, зашкаливала. И это делало парламент лакомым кусочком для разного рода пройдох. Многие благодаря этой неприкосновенности крышевали свой бизнес, проводили в парламент ставленников – людей, которые потом работали только на тех, кто им платит какую-то зарплату в конвертах, а вовсе не на народ. Нельзя, конечно, стричь всех под одну гребенку, но многие люди, которые как законодатели были совершено случайны. Основной их целью было пройти в парламент, чтобы получить неприкосновенность, гарантировать себе на пять лет некую индульгенцию и в дальнейшем развивать свой бизнес, не опасаясь «наездов» карательных органов.

Такие депутаты работают на людей? Конечно, нет – они работают на себя. Они вкладывали огромные деньги в мажоритарные округа, проводили там покупку голосов, а потом говорили: мол, я же с вами рассчитался, чего вы еще хотите?! Теперь я занимаюсь своим бизнесом, изредка появляясь в Верховной Раде, когда там представляют президента и бюджет. И были такие депутаты, которые за всю каденцию не подали ни одного законопроекта. Это просто позор.

Теперь такой привлекательности для случайных людей в политике и законотворчестве парламент уже не представляет. Потому что, по сути, народный депутат – это рутинная работа, которая требует профессиональной подготовки, постоянных встреч с избирателями, реакции на их запросы. Так что таких пройдох в Раде уже будет гораздо меньше. А те, кто туда пройдет, будут по своему профессиональному уровню, по своей мотивации больше работать на людей, а не на свой бизнес.

Поэтому результаты снятия депутатской неприкосновенности мы увидим не сегодня и не завтра, а со временем. На перспективу это должен быть большой сдвиг. Особенно если объединить это с реформой избирательной системы, что значительно продвинет нас вперед к реальной демократии, парламентаризму. То есть речь идет о повышении качества самого парламента.

Популизм – это ответ на чаяния народа


– Президент Украины Владимир Зеленский подписал Закон Украины об импичменте президента – «Об особой процедуре снятия президента Украины с поста». Есть запрос общества и на этот закон. Как вы охарактеризуете данную новацию?

– Это тоже долгожданный закон, который мы обсуждаем не одну пятилетку. Законопроект, который я видел, вызывает некоторую критику. Он несовершенен, потому что по процедуре сложновато все сделать. Например, когда в парламенте «монобольшинство», как сегодня, то объявить импичмент практически невозможно. Но, с другой стороны, это же народ проголосовал за такое «монобольшинство».

Импичмент – это процедура, которая ни в одной стране мира не является простой. Взять хотя бы США – попробуйте там устроить это в реальной действительности (как раз сейчас все сложности с объявлением импичмента президенту США и проявляются. – Прим. ред.).

Поэтому в целом я одобряю этот закон. Считаю, что он играет на имидж действующего президента, поскольку, подписав его, он показал, что выступает за нормальные правила игры, продемонстрировал, что против узурпации власти. В целом это позитив – закон заставит наши институты власти работать более активно, качественно и эффективно.

– Политические оппоненты обвиняют в связи с принятием этих законов президента и его команду в популизме. Как вы это прокомментируете? Кроме того, есть еще запрос общества на то, чтобы в стране был мир, чтобы качество жизни и социальные стандарты повышались, искоренялась коррупция… Что происходит в этом направлении?

– Работа проводится. Команда президента прекрасно знает и понимает эти запросы. Но давайте объективно посмотрим на нашу ситуацию: избирательная кампания, которую эта команда провела, очень технологична. Они получили «5+» в том плане, что очень четко просчитали аудиторию, резерв своих голосов и нашли четкий инструмент, как можно повлиять на аудиторию через ту же сеть Instagram, и т. п. Эти ребята в курсе, что нужно людям. Каждую неделю они проводят замеры общественного мнения – это отработано еще в прежние годы занятия киноиндустрией. Команда просчитала, какие сценарии будут популярны, а какие нет. Они, наверное, самые профессиональные аналитики в нашей стране, что и доказали конкретными результатами выборов.

Что касается реальной возможности обеспечить рост заработных плат, снижения тарифов, то есть некоторые объективные трудности. Они, возможно, и хотели бы повысить зарплату учителя до 4000 долларов (такая оговорка была во время предвыборной кампании), но при сегодняшнем экономическом положении это вряд ли осуществимо. Грустно об этом говорить, но это правда. К тому же, у нас огромная задолженность перед внешними инвесторами, оказывавшими помощь и не давшими впасть в свое время в дефолт. Поэтому нынешний и наступающий годы – самые сложные, нас ожидает выплата больших долговых обязательств.

Касательно популизма… Все предыдущие политики страдали тем, что у них было слишком мало популизма. А популизм – это популярность, ответ на чаяния народа. У нас как-то всегда негативный привкус носит слово «популизм», а на самом деле – это не демагогия, а ответ на чаяния народа. Все говорят, что хотят мира, снижения тарифов и повышения зарплат. Но главные ключи от мира находятся не в Украине, а у Путина.

И я думаю, что сегодня все аналитические исследования на перспективу одного-двух летпривязаны к американским выборам 2020 года. Если станет президентом Байден – это один расклад для Украины, станет Трамп – это другой расклад. Нам сейчас ни в коем случае нельзя втягиваться в эту внутриполитическую борьбу в США. Потому что если мы прогадаем и поставим не на того президента… Мы когда-то уже поставили на Хиллари Клинтон. И что? Трамп почти два года вообще не замечал Украину. Поэтому нужно придерживаться выверенной политики. И тому же президенту нужно обращаться к дипломатам, политологам высшего ранга, привлекать их в качестве советников, чтобы не наломать дров. Потому что в запале можно сделать много шагов, а потом хвататься за голову – и это не продумали, и это. Особенно во внешней политике, потому что там любой шаг не в ту сторону сразу приводит к негативным последствиям.

На Харьковщине применили президентский стиль руководства


– Как такое стремительное развитие событий в стране влияет на местный уровень, на развитие регионов, в частности Харьковщины? Можете обозначить какие-то тенденции, которые уже, возможно, наметились?

– Для Харьковщины основной итог состоит в том, что руководитель области Юлия Светличная, которая показала себя эффективным губернатором, имеет определенные наработки, достижения, авторитет, реноме, позитивный бэкграунд, осталась на своей должности. И можно поздравить харьковчан и жителей области с тем, что у нас такой современный лидер, который отвечает требованиям современности.

Конечно же, государственная политика сказывается на развитии региона. Не забывайте, что у нас унитарное государство. То есть областная госадминистрация – это представительство центральной власти на месте, которое выполняет на региональном уровне все указания и постановления,  поступающие сверху.

Есть даже символические моменты, которые сегодня влияют на местную политику – например, стиль лидерства Владимира Зеленского. Мы видим, что он настроен как можно быстрее на местах внедрять какие-то реформы, делает ротации местных элит, притом довольно решительно. Есть действительно провальные регионы, и если там не навести порядок в кадровой политике, то каких сдвигов можно ожидать? А есть нормальные регионы, например Харьковщина, где, наоборот, нужно выверенно подходить к кадрам. Это форпост Украины на востоке нашей страны. Вопросы безопасности, обороны, развития оборонного комплекса – все это очень актуально для таких регионов, как Харьковщина. Поэтому стиль лидерства тоже передается – не так давно Юлия Светличная провела совещание по экологической ситуации в области и дала «прочухана» чиновникам, от которых это зависит. Действительно, есть много экологических проблем, которые нуждаются во внимании и в решении.

Но невозможно держать все направления под стопроцентным контролем, и в том, что президент перебирает на себя дополнительные полномочия, есть как плюсы, так и минусы. Концентрация власти позволяет ускорять реформы, но и размывает фокус внимания: по законам менеджмента, можно реально фокусироваться на пяти направлениях. То есть менеджер и регионального, и государственного уровней может лично контролировать пять направлений, а остальное необходимо поручать кому-то и контролировать только генеральные точки сдвигов. Поэтому все проблемы, которые есть на Харьковщине, – это лишь вопрос времени. Благодаря тому, что Юлия Александровна постоянно коммуницирует с людьми, она прекрасно знает все недочеты. Она не просто выслушивает нарекания в своем кабинете, а едет непосредственно к людям, общается, выявляет наиболее актуальные проблемы и оперативно реагирует на них.

Харьковщина – один из лидеров в борьбе с коррупцией


– Президент призвал украинцев не замалчивать факты проявления коррупции, если такие стали известны, и сообщать о них на горячую линию НАБУ. Юлия Светличная и до этого высказывала категорическую нетерпимость по отношению к проявлениям коррупции – именно в нашей области по инициативе губернатора была впервые применена система Prozorro при закупках, превышающих 50 тысяч гривен. Как вы охарактеризуете нынешнюю ситуацию по борьбе с коррупцией в Харьковской области?

– Харьковщина в этом вопросе – один из лидеров. Мы одними из первых начали это направление внедрять в жизнь. Можем похвастать и тем, что во всех антикоррупционных технологиях являемся лидерами в Украине. Представители многих регионов могут сегодня к нам приезжать и изучать опыт. Имидж и репутация нашего губернатора высоки – никаких коррупционных скандалов не было, в отличие от глав других регионов.

– Юлия Светличная призывает и силовые структуры быть более внимательными…

– И есть результаты: снижение коррупции, более слаженная работа правоохранительных органов. Если бы микромодель Харьковщины была перенесена на всю Украину, мы бы уже достигли больших успехов. Наш опыт необходимо транслировать на национальном уровне.

– Вы отметили, что область является форпостом востока Украины и для нас особое значение имеет вопрос мира в Донбассе. Что-то изменится для нашего региона, если удастся добиться мира на востоке страны?

– Конечно, изменения почувствует вся страна, и Харьковщина – не исключение. Мы не будем тратить столько денег на безопасность и оборону, что позволит высвободить средства для развития мирных сфер: образования, науки, здравоохранения и т. д.

Для Харьковшины это важно еще и потому, что снимет напряжение, которое есть сегодня в обществе, особенно в приграничных областях. Я думаю, что и кадровый потенциал тоже расширится. Это и инвесторам сигнал, что страна безопасна, сюда можно вкладывать безбоязненно большие деньги.