В Украине внедряется инновационная программа – социально-эмоционального и этического образования, основой которой являются «мягкие навыки».

Презентация программы состоялась на Харьковщине, здесь же прошли и первые обучающие тренинги. Что это такое и как отразится на будущем детей?

Министерство образования и науки намерено продолжать реформы, отметила министр образования и науки Украины Анна Новосад, которая побывала с визитом в Харькове.

— Нашим заданием являются три важных шага: завершение изменений, которые стартовали в начальной школе, внедрение изменений в 5–9 классах (сейчас мы активно к ним готовимся, имеем план внедрения в базовой школе) и ускорение реформы старшей школы, поскольку есть большой запрос в обществе, чтобы изменения в 10–12 классах наступили как можно скорее. И к этому тоже нужно приложить очень много усилий, — говорит министр.

А неотъемлемым элементом «Новой украинской школы», по ее словам, являются так называемые мягкие навыки.

По словам председателя (не)конференции школьных педагогов EdCamp Ukraine, советника МОН на общественных началах Александра Элькина, комплексное решение проблем, критическое мышление, креативность, гибкость ума, эмоциональный интеллект, клиентоориентированность, умение руководить людьми, взаимодействовать и сотрудничать, умение формировать собственное и принимать совместные решения, вести переговоры – это топ-10 навыков, которые признаны самыми необходимыми для достижения успеха в профессиях будущего. И что интересно — это будущее наступает уже в 2020 году.

— Такие навыки называют мягкими, — поясняет Александр Элькин. – На них ссылались, озвучивая цели устойчивого развития, которые были оглашены на Генеральной Ассамблее ООН. Они также утверждены  президентом Украины с учетом специфики развития нового государства. Эти навыки называют еще функциональными или универсальными, а факт владения ими – функциональной компетентностью.

По словам советника МОН, ЮНЕСКО и Совет Европы даже определили минимально необходимый уровень овладения функциональной грамотностью, чтобы европейцы могли вписаться в современное общество, не говоря уж о том, чтобы стать успешными в своей профессии.

— Все известные компании мечтают, чтобы к ним приходили сотрудники, владеющие мягкими навыками, — продолжает Александр Элькин. — Вкладывают огромные ресурсы, чтобы сотрудники овладели функциональной компетентностью.

«Пилот» уже стартовал


И вот теперь такие навыки намерены развивать у украинских школьников и учителей. Презентованы они были на 5-й (не)конференции EdCamp Ukraine в Харькове, и в рамках Программы социально-эмоционального и этического обучения под Харьковом уже прошли первые обучающие тренинги. В пилотном проекте приняли участие 183 учителя из 26 школ Украины.

— Мягкие навыки, безусловно должны найти отражение в наших школьных программах, в том, как учителя и ученики взаимодействуют, как построено образовательное пространство. Над этим однозначно будем работать, — заверила министр образования и науки Анна Новосад.

Мягкие навыки и в целом социальное, эмоциональное и этическое обучение очень важны в современном обществе, отмечает министр.

— Мы прекрасно понимаем, что ребенок не может чувствовать себя безопасно и комфортно в недружелюбной среде. И эта недружелюбность очень часто проявляется в школе во многих вещах. Во-первых, в образовательном пространстве – начиная от туалетов, которые в некоторых школах находятся на улице, что формирует определенный страх с самого детства. Все проблемы с образовательным пространством нужно исправлять. И сейчас правительство инвестирует в то, чтобы такие элементы средневековья в наших школах исчезли , — говорит Анна Новосад. – Второе – это взаимоотношения между учителем и учеником. Достаточно часто они построены на страхе и доминировании – учитель всегда выше ученика. И это тоже не настраивает на успешное обучение.

Согласно программам, которые пропагандируют эмоциональное обучение, научить детей понимать свои эмоции, взаимодействовать с другими, сопереживать, быть стойким – очень важный элемент успешного школьного образования.

— Мы, безусловно, это поддерживаем и надеемся, что через несколько лет, когда появятся первые результаты пилотного проекта, однозначно будем иметь позитивные результаты и сможем распространить их на большее количество школ. Мы сделаем все, чтобы такие программы стали неотъемлемой частью школьной программы по всей стране, — уверяет Анна Новосад.

Сопереживание полезно для здоровья


Программа социально-эмоционального и этического обучения подходит для детей, которые обучаются во всех классах – с первого по двенадцатый. И уже была опробована в 500 учетных заведениях образования – в США, странах Европы, в Индии.

— Эта программа — результат научного сотрудничества между университетом Эмори (США) и Его святейшеством Далай-ламой, — рассказывает ассоциированный директор по социальному, эмоциональному и этическому обучению Центра современных наук и этики, один из разработчиков программы SEE Learning, доктор философии Брендан Озава де Сильва. – Она бесплатна и может быть использована в любой стране мира – то есть по сути она международная. Еще раз подчеркиваю, это исключительно научное сотрудничество, не имеющее ничего общего с тем, что Далай-лама является религиозным лидером. Кстати, с 2007 года он имеет статус профессора университета.

По словам Брендана Озавы де Сильвы, учеными доказано, что организм человека реагирует на плохие отношения с другими людьми приблизительно так же, как на болезнь.

— Не очень хорошие отношения с окружающими приводят к стрессу. В результате могут развиваться различные заболевания, — говорит он. — А если мы понимаем, что отношение к другим и к себе так сильно влияет на самочувствие, что приводит даже  к изменениям на генетическом уровне – очень важно научить и себя, и детей, что сопереживание и хорошие взаимоотношения с другими – неимоверно важно для здоровья и самочувствия. Отсюда появилась и идея программы – социальное, эмоциональное и этическое образование.

В школах мира, где программа уже внедрена, есть видимые результаты, отмечает Брендан Озава де Сильва.

— Дети ежедневно используют определенные техники, что помогает им лучше чувствовать себя в классе, общаться, — рассказывает директор программы. — Со стороны учителей и администрации школ тоже есть обратная связь. Все согласны, что позитивная атмосфера в классе и в целом в школе также благоприятствует обучению.

Как пользоваться добротой в повседневности?


Американка Кристи Тинари, которая является соразработчиком программы социально-эмоционального и этического обучения, вместе с коллегами создала уроки и подготовила пособия для их внедрения. Материалы размещены, в частности, на сайте МОН Украины. Программа предусмотрена для разных образовательных уровней. И сегодня есть готовые варианты для начальной и средней школы. Обучающая программа для высшей школы – в процессе разработки.

— Программа посвящена развитию таких навыков, как сочувствие, доброта, симпатия, критическое мышление, системное мышление, коммуникация, умение становиться на позицию другого человека. И уроки построены так, чтобы дать детям и учителям возможность развить в себе эти навыки, углубить их, научиться пользоваться ими в повседневной жизни, — говорит Кристи Тинари.

Разработано несколько вариантов использования программы в классах.

— Первый – когда для этого выделен отдельный урок. Все уроки в начальной школе построены так, что сначала идет коротенький разогрев, затем введение нового материала, интерактивные упражнения, которые закрепляют этот материал, и в завершение дети проходят так называемую рефлективную практику – пропускают через себя все, что они усвоили. То есть это один из видов использования программы в школах отдельным уроком, — рассказывает соразработчик программы. — Второй вариант – программу можно разложить на отдельные концепции, навыки и практики и внедрять их в рамках того проекта, который применяет учитель. То есть к любому предмету можно добавить элементы нашей программы. Третий вариант – часы общения классного руководителя с детьми. В это время учитель тоже может использовать элементы программы.

Украинские дети станут более подготовленными к жизни


В Министерстве образования и науки намерены создать украинскую проекцию программы социально-эмоционального и этического образования. Для этого основали научный инновационный проект МОН, который будет длиться пять лет и является своеобразной площадкой для апробации.

По словам консультанта программы апробации SEE Learning, детского психолога  Светланы Ройз, это очень важно для украинских детей.

— За 20 лет практики я не припомню такого количества тревожных расстройств, панических атак, агрессивных вспышек у детей. И я понимаю, что это последствия травматизации, в которой живет наше общество, — отмечает психолог. — В школе ребенок проводит практически 70% времени. И, конечно, нам бы хотелось, чтобы он там чувствовал себя в безопасности, получал навыки того, как сделать акцент на свою внутреннюю опору, как воспитывать стойкость. Так вот в том курсе, который мы будем предлагать развивать, есть очень много знаний из травмотерапии. Представьте, начиная со второго-третьего класса ребенок будет знать, как возникают эмоции, как влиять на свое эмоциональное состояние, не подавляя их. Это сделает его более подготовленным к жизни и, возможно, более счастливым. Программа важна еще и для профилактики буллинга. Она содержит очень много важных моментов, как понимать друг друга и самого себя.

И сейчас, по словам Светланы Ройз, главная задача – в переподготовке учителей.

— К сожалению, знания, которыми сейчас пользуются преподаватели, устарели. Им надо давать информацию о том, как функционируют современные дети. И мы будем этим заниматься, — уверяет Светлана Ройз.

В каждом регионе – своя модель


Учитель географии Александр Доценко из Александрии Кировоградской области был в числе первых учителей, которые прошли курс обучения по программе SEE Learning, и намерен внедрять ее в своей школе.

— В течение четырех дней мы ежедневно изучали с тренерами новые правила и техники и теперь можем использовать их с учениками на уроках. Что касается того, как мы будем внедрять их в своих школах, то самое главное — презентовать программу на уровне школы и громады, с участием родителей, учителей, учеников, – считает учитель. – Затем – проведение тренингов. Думаю, что это нужно будет сделать отдельно для учителей начальной школы, отдельно для учителей средних классов. Причем в каждом регионе будет своя модель – неповторимая. И самое главное – нужно изменить стереотипы педагогов.