Студенты Харьковского национального университета искусств им. И.П. Котляревского впервые стали участниками международного International Theatre Schools Festival (ITSelF) в Польше.

И вернулись они не с пустыми руками – награду за лучшую женскую роль первого плана привезла третьекурсница Анастасия Глущенко.

Уже традиционным для польской столицы стало то, что в эти октябрьские дни, раз в два года, в Театральной академии имени Александра Зельверовича в Варшаве встречаются представители крупнейших театральных школ мира. Это международный фестиваль ITSelF собирает друзей — в этом году в двадцатый раз с момента основания.

Куда мы попали


ITSelF организован Театральной академией, пользуется поддержкой городских властей и Министерства культуры и национального наследия. Президент Республики Польша является почетным покровителем фестиваля, а Национальный театр — его соорганизатором.

— Этот фестиваль похож на шторм, который раскачивает нашу лодку. Мы ждем его, но когда он уходит, остается молчание, – эти слова были написаны в 2009 году Беатой Щучиньской, нынешним канцлером Театральной академии имени Александра Зельверовича в Варшаве.

Для хозяев этого международного форума он стал своего рода индикатором процессов, происходящих в мире театра. Как год от года меняется в нем роль художника, какие темы волнуют сегодня людей искусства, театральную молодежь – все это становится очевидным на подобных встречах.

— Мы пытаемся доказать на практике, – отмечает профессор Вальдемар Разняк, – что искусство не должно знать границ, а художники – это не просто ремесленники, а граждане мира, осознающие свое воздействие и несущие ответственность как за себя, так и за других.

Кто приехал


На конкурсе представили свои работы польские театральные учебные заведения – как хозяева фестиваля, так и Академия театральных искусств имени Станислава Выспяньского (Краков). На международный форум прибыли и представители ближайших соседей – Академии исполнительских искусств (Прага, Чехия), Академии искусств (Банска-Бистрица, Словакия), Баварской театральной академии Августа Эвердинга (Мюнхен, Германия).

Также были представлены театральные школы других стран Восточной и Западной Европы – Национальная академия театрального и киноискусства имени Крыстё Сарафова (София, Болгария), Академия театра, радио, кино и телевидения (одно из структурных подразделений Люблянского университета, Словения), Академия театра и танца (входит в состав Амстердамского университета искусств, Нидерланды). Посетили фестиваль и гости с другого континента — из Университета Нью-Мексико (Альбукерке, США).

Новая «дорога в Казку»


Еще работая над постановкой своей дипломной работы – спектаклем «По дорозі в Казку» по Александру Олесю – студентка режиссерского отделения театрального факультета Харьковского национального университета искусств им. И.П. Котляревского Анна Горбунова (Серебрянникова) узнала о фестивале в Варшаве. Тогда и зародилась идея поехать на ITSelF. Казалось, что ряд возникших организационных трудностей этого сделать не позволит. Но Анна, к тому моменту уже окончившая университет, показала себя настоящим творческим лидером: собрав группу студентов, принимавших участие в ее работах, она за июль и август создала новую версию спектакля.

В новый состав вошли третьекурсники Анастасия Глущак, Владимир Довжий, София Калиниченко и Давид Шеферштейн (мастерская заслуженного артиста Украины Анатолия Лобанова), а также студенты четвертого курса Никита Петросян, Александр Плехун, Андрей Подлесный и Татьяна Шинякова (мастерская заслуженного деятеля искусств Украины Леонида Садовского). К харьковчанам присоединилась Мирослава Ткач, обучавшаяся в Одесской театральной школе, где режиссер спектакля сейчас преподает. Функции помощника режиссера взял на себя студент магистратуры, театровед Демид Брюханов. Он же занимался обеспечением света и звука в спектакле.

Таким образом, постановка стала совместным проектом двух театральных учебных заведений. В конце сентября ее показали в Одессе – это и было пробным камнем перед поездкой в Польшу.

Что говорят поляки


Анализируя показанный на фестивале украинский спектакль, польский театровед Ян Каров обратил внимание на лаконизм и минималистичность сценографии, на простоту и ясность выразительных режиссерских метафор.

— Воздушных костюмов, способствующих динамичному движению, нескольких прочных шнуров, эффективного освещения и небольшого количества дыма было достаточно, чтобы создать целый мир, который заполнил небольшую сцену театра Каменица (частный драматический театр в Варшаве. – Прим. ред.), – писал автор фестивального обозрения.

Говоря о некоем племени Юрбе, которое пытается найти выход из лесных чащоб, он акцентирует внимание на слаженности действий воплотившей его актерской группы, функционирующей как единый целостный организм. Вместе с тем, по мнению критика, молодым артистам удавалось проводить и индивидуальную линию каждой роли, что наделяло уникальным характером каждого исполнителя.

Ян Каров также отмечал, насколько сильное впечатление произвела на аудиторию эта история о мучительном поиске Пути, о любви, о вере.

— Вероятно, в сказочном спектакле трудно найти что-то более ценное, чем иллюзия, которая позволяет убедить зрителей в реальности мира, созданного на сцене, — сказал театровед.

В поисках Ar(t)gentum


Анна Серебрянникова выступлением на варшавском фестивале вполне довольна.

— Больше всего мне хотелось погрузить зрителя в эту атмосферу, в действие спектакля. Именно поэтому на 80% спектакль — это пластика. Мне хотелось, чтобы зритель сопереживал тому, что видит. И судя по реакции зала, у нас это получилось, — призналась режиссер.

Первые радости, первые успехи в профессии… Для режиссера и молодых актеров поездка на фестиваль так и осталась бы лишь ярким воспоминанием. Но воплощая на сцене драму о поиске Пути, они почувствовали духовное единство и нежелание расставаться. Так и возникла мысль о создании собственной «сказки» – творческого объединения. Обыгрывая фамилию режиссера, его решили назвать Ar(t)gentum. Сможет ли оно выжить, учитывая, что актеры и режиссер находятся в разных городах? Кто знает… Хочется только, чтобы им хватило сил, веры в себя и свое дело. Ведь выйти из «леса» можно, луч света – всегда рядом.