8 октября в Украине отмечали День юриста — праздник людей, призванных всегда защищать права и свободы других. На данном этапе одним из наиболее актуальных вопросов, над которым работают служители Фемиды, является формирование правового государства в Украине. Подробнее об этом рассказал ректор Национальной юридической академии, президент Академии правовых наук Украины, доктор юридических наук, профессор Василий Таций.

— Василий Яковлевич, скажите, пожалуйста, почему Харьков считают правовой столицей Украины? 

— Это действительно так, если учесть тот огромный научный и образовательный потенциал в области права, который сконцентрирован в нашем городе. Ведь именно в Харькове расположен крупнейший юридический ВУЗ страны — Национальная юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого, в которой обучаются около 16 тысяч студентов. Кроме того, Харьков является единственным городом в Украине, где, помимо столицы, расположен Президиум одной из государственных отраслевых академий наук — Академии правовых наук Украины, объединяющий элиту юридической науки нашей страны. Значительное место в системе подготовки специалистов для органов внутренних дел занимает Харьковский национальный университет внутренних дел. 

В результате сегодня в Украине сложилось такое положение, когда ни один законопроект не разрабатывается без участия правоведов Харьковского региона. Следует особо подчеркнуть, что известные ученые — юристы Харьковщины были в числе авторов текста Конституции. Но нужно быть и самокритичными. Еще далеко не все провозглашенные Конституцией цели достигнуты. У нас есть проблемы с юридическими гарантиями прав и свобод граждан, не обеспечен баланс полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, не разделена ответственность между центральными государственными органами и органами местного самоуправления, существуют претензии к судебной системе, которая должна функционировать на началах независимости, справедливости и верховенства права. Сегодня перед нами остро стоят вопросы реализации многих конституционных норм. Одним из способов решить проблемы государственного строительства стало принятие 8 декабря 2004 года изменений в Конституцию Украины. Однако, принятые в разгар политической борьбы, они стали скорее компромиссом, позволившим мирным путем выйти из острейшего кризиса, чем оптимальным решением существующих проблем. 

— Какие возможны варианты решения этих вопросов? 

— Считаю, что юридическая наука должна сказать по всем этим вопросам свое веское слово. Прежде всего предложить пути решения обозначенных проблем, направления реформирования основных сфер государственной и общественной жизни, помочь всем нам найти формулу, которая обеспечит реальный прогресс в формировании основ правового, демократического, социального государства, развития институтов гражданского общества, обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Ведь реалии нового столетия ставят перед молодым украинским государством новые вызовы и задачи. Сегодня любое государство не может быть мощным и авторитетным, если оно не опирается на национальную идею, не имеет современного научного потенциала и инновационной системы образования. По моему мнению, именно выстраданный историческим прогрессом украинского народа и задекларированный ст. 1 Конституции принцип движения к идеалам правового, демократического, социального государства может стать стратегическим курсом и общенациональной идеей, которые объединят Украину, восток и запад, все ее регионы, людей разных национальностей, политических взглядов и религиозных вкусов. Ведь в самом общем виде правовое государство означает господство права во всех сферах общественной жизни, прежде всего — в отношениях между властью и человеком. 

— А как более конкретно можно охарактеризовать правовое государство? 

— В первую очередь — это возможность народа осуществлять полномочия единого источника государственной власти, влиять на формирование правовой системы через демократические конституционные процедуры и институты — выборы, референдумы и законодательные инициативы, органы государственной власти и местного самоуправления. Поэтому ­любые изменения или обновление редакции Конституции, которая в правовом государстве является не только символом государства и фундаментом законодательства, а и прямо закрепляет основные «правила игры», могут осуществляться лишь в правовом поле и при условии бесспорной поддержки большинства граждан Украины. Во-вторых, это государство, призванное служить обществу, отвечать перед человеком и создающее условия для функционирования гражданского общества. Вместе с тем сегодня все больше исследователей обращаются к новейшей концепции «государства-менеджера», которое призвано эффективно управлять общественными процессами в интересах как каждого гражданина, так и всего общества. Безусловно, правовое государство уважает права и свободы человека и гражданина, всесторонне их обеспечивает и защищает. Приоритет прав и свобод человека — это лакмусовая бумага для тестирования любого государства на соответствие высокому статусу правового. Именно уважение к правам человека, по выражению бывшего генерального секретаря ООН Кофи Аннана, по сути делает людей людьми, помогает выстроить храм человеческого достоинства. Отсюда — потребность адаптации национального законодательства к стандартам правовой системы европейского сообщества. По этому поводу было принято немало политических деклараций, но почти все они «зависали в воздухе». Для ускорения этого процесса нужно определить ответственными за эту работу Министерство юстиции и Академию правовых наук, которые должны в сжатые сроки провести кропотливую работу по мониторингу отраслей и институтов отечественного законодательства, подготовить для нашего парламента конкретные предложения. 

Безусловно, правовое государство действует на началах разделения властей, что исключает узурпацию властных полномочий любым государственным органом или должностным лицом. Вместе с тем между органами законодательной, исполнительной и судебной властей должен срабатывать конституционный механизм взаимных сдерживаний и противовесов, который предусматривает общую ответственность каждой ветви власти. В свое время еще Французская декларация прав человека и гражданина четко провозглашала, что страна, которая не знает разделения власти, фактически не имеет Конституции. Особый статус при этих условиях приобретает судебная власть как арбитр между личностью и государством по правовым вопросам, которую сегодня много критикуют, забывая, что она сама находится на распутье в условиях незавершенной судебно-правовой реформы. В правовом государстве органы власти и местного самоуправления, их должностные и служебные лица действуют лишь на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены законами. Это требование является непоколебимым основанием конституционного устройства правового государства, ведь только таким образом становится возможным создать надежный заслон от злоупотреблений со стороны чиновников, сформировать надлежащие юридические механизмы ответственности государства перед человеком и обществом. Как свидетельствует опыт развитых стран, правовая система, сформированная на началах верховенства права, не злоупотребляет карательными функциями, не унижает и не преследует человека, а, наоборот, стимулирует активное, творческое отношение граждан к реализации своих прав и свобод, выполнение обязанностей перед обществом. Вместе с тем правовое государство призвано решительно бороться с такими проявлениями, которые разрушают правовое сознание, — наркоманией, алкоголизмом, проституцией и т. п. К сожалению, сегодня полностью с экранов телевидения исчезли такие темы, как добросовестная работа, законопослушное поведение, правовое воспитание молодежи.
Кроме того, это государство, которое имеет четкую социальную ориентацию — признает человека наивысшей социальной ценностью, направляет свою деятельность на достижение социального мира и согласия, проводит политику «высоких социальных стандартов», защищает социально незащищенные слои населения — пенсионеров, инвалидов, многодетные семьи. Практически это означает стремление общества и государства к обеспечению достойного уровня жизни каждого гражданина, гарантирование его уверенности в завтрашнем дне, социальной справедливости. И наконец — это государство высокой морали и правовой культуры, что должно стать основанием для становления обновленной системы общественных отношений, нового общества, в котором человек действительно станет высочайшей социальной ценностью, а государство и общественные институты — эффективными механизмами обеспечения стабильного развития. 

— Какие вы видите основные пути формирования правового государства в Украине? 

— Для этого всем нам, народным депутатам и государственным служащим всех рангов, нужно привыкнуть к мысли, что любой законопроект должен быть научно обоснован, проходить правовую экспертизу. Центрами ее проведения могут быть ведущие научные и образовательные учреждения в Харькове, Киеве, Львове, Одессе. Сегодня настало время ввести целостную систему научного сопровождения каждого законопроекта на всех стадиях его разработки и принятия. Именно в этом смысле один из известнейших компаративистов ХХ века Рене Давид называл континентальную правовую систему, к которой относят и Украину, «правом университетов». Центром подготовки законопроектов, особенно по вопросам экономики и государственного строительства, может стать Правительство, которое должно создать систему привлечения правовой элиты к законопроектным работам. 

Вместе с тем надлежащее доверие к праву станет возможным лишь при условиях укрепления авторитета юриспруденции, юридической профессии и образования. Особое место в этом процессе призвана занять правовая наука, освобожденная от чрезмерной абстрактности, методологически обновленная и четко практически сориентированная. Сегодня правовая наука должна сконцентрироваться на проблемах разработки и реального внедрения всех составных правовой государственности, прежде всего — развитой и непротиворечивой системы законодательства, стабильного и динамического одновременно, которое бы не «разрывали» постоянными непродуманными изменениями и дополнениями. Крайне важными в этом контексте возникают задачи относительно реформирования правоохранительной деятельности и системы правоохранительных органов, главной обязанностью которых должна стать защита конституционных прав и свобод человека и гражданина, правовых основ демократического устройства государства. 

— Что бы вы могли пожелать коллегам в этот праздничный день? 
— В первую очередь я бы хотел пожелать нашим юристам, чтобы они были достойны своего высокого исторического предназначения. Для этого нужно обладать высоким профессионализмом, чувством ответственности и достаточной смелостью в принятии решений. Крепкого здоровья вам и вашим близким, профессиональных успехов, личного счастья, мирного неба над нашей землей и всего наилучшего!