Доступности инфраструктуры В Харьковской области уделяется большое внимание – за последние годы количество комфортных для людей с инвалидностью объектов выросло на порядок.
Однако впереди еще много работы. Как в регионе решают этот вопрос?Вопросу доступности в области уделяется огромное внимание, отметил заместитель начальника отдела трудовых ресурсов управления труда Департамента социальной защиты населения Харьковской облгсадминистрации Станислав Пироженко.
— У нас создан областной комитет обеспечения доступности маломобильных групп населения к объектам инфраструктуры, который занимается этими вопросами. Такие же комитеты работают в каждом районе и городе областного подчинения. Ежеквартально проводятся заседания, на которых рассматриваются наиболее актуальные вопросы, — сообщил Станислав Пироженко.
Основная проблема как в Харькове, так и на территории области заключается в том, что большинство зданий были построены в соответствии со строительными нормами Советского Союза, которые не учитывали требования по беспрепятственному доступу людей с инвалидностью. В кратчайшие сроки решить эту проблему, безусловно, невозможно. Но работа по обеспечению доступности инфраструктуры, которая проводится в регионе в последнее время, приносит свои плоды.
— За последние годы количество доступных объектов значительно увеличилось, — отмечает Станислав Пироженко. – На сегодняшний день согласно мониторингу, который мы проводим по области, абсолютно доступными являются 13% всех объектов социальной и транспортной инфраструктуры, частично доступными – 47%, недоступными – 40%.
Чтобы справиться с проблемой, в области был разработан план мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа для лиц с инвалидностью, рассчитанный на 2016–2025 годы, и организовано его выполнение.
— На протяжении последних трех лет состояние доступности зданий существенно выросло, почти на полторы тысячи доступных объектов стало больше, — говорит Станислав Пироженко.
Он также подчеркнул, что на всех объектах области, которые строятся или реконструируются, работы выполняются только с учетом доступности для людей с инвалидностью.
— Объекты в эксплуатацию не принимаются, если такие мероприятия не выполнены, — заверяет Станислав Пироженко.
В области открываются «прозрачные офисы»
Для предоставления социальных услуг на качественно более высоком по доступности уровне на Харьковщине созданы центры предоставления административных услуг, которые работают в формате «прозрачного офиса».
— На сегодняшний день подобные центры работают в Шевченковском, Московском, Киевском районах Харькова и в Мерефянской объединенной территориальной громаде, — уточняет Станислав Пироженко. — В центрах созданы все условия для лиц в инвалидностью.
Кроме того, ведется работа по повышению доступности медицинских учреждений.
— В частности, все 50 амбулаторий общей практики семейной медицины в области строятся с учетом требований доступности, — отмечает чиновник ХОГА.
Инклюзивное образование предусматривает доступность школ, в частности, свободное перемещение детей на инвалидных колясках на второй, третий этажи учебных заведений.
— Этот вопрос рассматривался на заседании областного комитета обеспечения доступности. На сегодняшний день полностью приспособлены для детей с инвалидностью три общеобразовательные школы, 19 школ доступны на уровне первого этажа. Руководство так строит учебный процесс, чтобы детки с особыми образовательными потребностями имели возможность учиться вместе со всеми, — говорит Станислав Пироженко.
По его словам, проблема доступности школ сейчас очень актуальна и она обязательно будет рассматриваться на следующем заседании областного комитета по доступности, который запланирован на конец ноября – начало декабря.
— Одним из путей решения этой проблемы члены комитета видят в создании в каждом районе или городе одной-двух школ, которые бы обеспечивали полную доступность для детей с инвалидностью, — рассказывает представитель Департамента соцзащиты населения.
Вокзалы и автостанции готовы
Общая тенденция распространяется и на транспортную инфраструктуру.
— Так, 29 автостанций ПАО «Харьковское предприятие автобусных станций» имеют беспрепятственный доступ для людей с инвалидностью. Они оборудованы специальными кассами, приспособленными именно для таких категорий граждан, — приводит данные Станислав Пироженко. — Вокзалы Харькова также оборудованы пандусами для заезда на платформу и в кассовые залы. На вокзалах работают специальные залы ожидания и санузлы комнаты для людей с инвалидностью.
Ведется работа и по оборудованию доступными устройствами КП «Харьковский метрополитен». Здесь проблема заключается в том, что все станции подземки были выполнены в соответствии с советскими нормами.
— На данный момент доступными для людей с инвалидностью можно считать только две новые станции — «Алекссевскую» и «Победу». Остальные, к сожалению, недоступны. Однако руководство метрополитена принимает меры для обеспечения сопровождения лиц с инвалидностью от посадки до выхода в город, — отмечает Станислав Пироженко.
По его словам, областной комитет по обеспечению доступности ежегодно планирует рассмотрение вопросов, которые наиболее влияют на жизнедеятельность людей с инвалидностью – в том числе и транспортной доступности, в частности, метро.
— В этом году вопрос относительно мер по обеспечению доступности метрополитена тоже рассматривался, — говорит представитель ХОГА. – Но поскольку
доступностью объект обеспечивается при строительстве или реконструкции, а в ближайшее время реконструкция подземки не намечается, каких-то кардинальных изменений там пока не предвидится.
В регионе развивается сеть «Инватакси»
Ряд мероприятий направлен на то, чтобы сделать удобной и комфортной для людей с инвалидностью дорожную инфраструктуру.
— На данный момент специальными устройствами оборудованы 74 светофорных объекта. Установлено 24 тысячи погонных метров направляющего пешеходного ограждения, — приводит цифры Станислав Пироженко.
Не прекращается работа по обеспечению Харькова и районов области специальным транспортом для людей с инвалидностью – «Инватакси».
— На данный момент это наиболее доступный вид транспорта для лиц с инвалидностью, — отмечает чиновник. — В Харькове работает служба «Инватакси», которая только на протяжении нынешнего года выполнила более трех тысяч заказов по перевозке пассажиров, которые передвигаются на инвалидных колясках. В десяти районах области такие услуги предоставляются центрами социального обслуживания, которые предоставляют также услуги по бесплатной и льготной перевозке людей с инвалидностью. Проводится работа по расширению сети таких служб. В этом году в соответствии с программой по обеспечению органов местного самоуправления специально приспособленным автотранспортом для служб «Инватакси» за государственные средства для центра «Гармония» был приобретен автомобиль для перевозки детей и взрослых с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Территориальный центр социального обслуживания Нововодолажкого райсовета также получил необходимую машину. А в прошлом году соответствующий транспорт предоставили еще двум подобным центрам.
В оперном театре вопрос решается
Что касается объектов культуры, тот тут возникают, наверное, самые серьезные проблемы на пути к доступности.
— Практически все они размещены в зданиях, которые только были построены в соответствии со строительными нормами, не отвечающими сегодняшним требованиям. Кроме того, некоторые здания являются памятниками культуры и их переоборудование запрещено законом, — говорит Станислав Пироженко. — Это очень сложный вопрос.
Тем не менее харьковским театрам удается успешно решать этот вопрос.
— Благодаря сотрудничеству с общественной организацией «Креавита» и грантам мы провели некоторые работы, которые дают возможность сегодня называть наш театр доступным, — говорит генеральный директор Схіd Opera Олег Орищенко.
Так, в театре оборудовали пандусы, сделали лифт для людей с инвалидностью, который дает возможность поднимать колясочников до уровня партера.
— Уже на этой неделе планируем сделать специальные места для людей, которые передвигаются на коляске, — рассказывает Олег Орищенко. — По специальным пандусам они будут попадать в зал и занимать место в центре, где имеется проход. Оттуда можно смотреть спектакль, оставаясь в своей коляске.
Искусство доступно для всех
Кроме того, сейчас в Схіd Opera работают над созданием ярлыка для сайта театра, который будет информировать людей с инвалидностью, как им без проблем попасть на то или иное место. Также обсуждается вопрос, как проложить дорогу непосредственно к пандусу у входа в театр. Благодаря патрульной полиции нанесена разметка для стоянки инватранспорта.
— Благодаря всем этим мероприятиям мы сегодня можем предоставить возможность маломобильным группам населения, заинтересованным в развитии искусства, проводить репетиции в нашей зрительской зоне – на уровне партера, а также на первом и втором ярусах. Вместе с основателем театра «Арабески» Светланой Олешко и совместно с «Креавитой» разрабатываем проект – постановку оперы, в которой будут принимать участие и как артисты нашей оперы, так и артисты маломобильных групп, — говорит Олег Орищенко. — Кроме того, в ноябре в нашем театре пройдет выставка фотографий, авторами которых являются в том числе и люди с инвалидностью.
Также в театре находят новые возможности для создания условий, при которых люди с проблемами слуха могли бы не только видеть спектакли, но и наслаждаться при этом музыкой.
— Думаю, в ближайшее время найдем средства, чтобы приобрести специальное оборудование и дать возможность таким людям ходить на наши спектакли, — уверяет Олег Орищенко.
В театре Пушкина появится специальное оборудование
О том, как стараются сделать более доступным свое пространство, рассказали в Харьковском академическом русском драматическом театре русской драмы им. А.С. Пушкина.
— В прошлом году мы начали решать эту проблему своими силами. Нашли внутренние резервы, спонсоров – и сумели построить пандус. Общая стоимость работ составила 100 тысяч гривен, — рассказывает заместитель директора театра Виктор Жигаев. — На сегодняшний день люди с инвалидностью имеют возможность посещать наш театр. Есть доступ с улицы Чернышевской, по пандусу люди заезжают прямо в зал на специально выделенные для них места.
Теперь на повестке дня в театре – санузел, приспособленный для людей с инвалидностью.
— По этому поводу будем обращаться в областную дминистрацию с просьбой выделить средства, чтобы мы могли довести этот вопрос до конца, — говорит Виктор Жигаев. — Надеюсь с поставленными задачами при поддержке ХОГА мы справимся.
Доступность объектов проверили волонтеры
Несколько месяцев назад по инициативе Харьковской реформаторской коалиции члены общественных организаций «Креавита», «Современная женщина», а также студенты Украинской академии лидерства исследовали архитектурную доступность города.
— Мы провели мониторинг 67 объектов. В прошлом году другие общественные организации уже обследовали доступность поликлиник, аптек, помещений судов, поэтмоу мы сосредоточились на садах, парках, площадях, — рассказывает глава секретариата Харьковской реформаторской коалиции Дарья Нагаивская. — Например, наша группа волонтеров и экспертов посетила сад имени Шевченко, парк имени Горького, а также некоторые театры, музеи, Дом актера, Дворец бракосочетания. Кроме того, мы заглянули в бизнесцентры, частную и государственную клиники, некоторые кафе и рестораны.
Разные типы объектов выбирали намеренно, чтобы получить комплексную информацию. В ходе мониторинга сделали вывод, что есть определенные системные сложности, которые касаются любых объектов в Харькове.
В частности, места для парковки авто людей с инвалидностью часто занимают другие водители, таксисты. Удручает также отсутствие приспособленных туалетных комнат. Нет контрастной маркировки для людей с нарушением зрения, которая которая наносится, например, на стеклянные двери, на ступеньки, — комментирует Анастасия Нагаивская. — Такая же картина наблюдалась практически на всех объектах, которые мы мониторили.
Чтобы повлиять на ситуацию, представители ХРК обратились в профильные департаменты горсовета, облгосадминистрации и офиса уполномоченного президента Украины по правам людей с инвалидностью.
А на следующий год в планах волонтеров – мониторинг школ, заведений культуры и больниц.