История харьковских театров хранит немало загадок. Многие из них имеют официально признанные даты основания, но зачастую их корни значительно глубже...

Харьковский академический театр музыкальной комедии – не исключение. Но разгадывание исторических загадок – дело будущего. А сейчас коллектив отметил свое 90-летие двумя яркими юбилейными вечерами.

Звезды оперетты


Заезжие труппы радовали любителей «легкого жанра» своими постановками еще в XIX столетии. Век ХХ привлек сюда настоящих звезд, первоклассных мастеров оперетты. Так, в 1916–1917 годов, еще до создания постоянной опереточной труппы, здесь работал Григорий Ярон. Ну а к началу сезона 1917–1918 годов в Харьков, где, по свидетельству очевидцев, этот жанр тогда не особенно жаловали, были стянуты действительно серьезные силы, чтобы поднять качество спектаклей на высокий профессиональный уровень. Участница этих событий Ольга Грекова-Дашковская вспоминала: «Вся труппа держалась подтянуто, как войска перед боем». Среди громких имен, звучавших тогда на харьковской сцене, можно вспомнить Константина Грекова, Викторию Кавецкую, Николая Дашковского и многих других знаменитых артистов. Позднее, в середине 1920-х, в театре музкомедии Харькова, в то время столицы Украины, работали Дмитрий Джусто, Татьяна Бах, а прима-балерина Марина Нижинская, сестра всемирно известного Вацлава Нижинского, выступала в сложных балетных номерах.

Создание нового театра


Какой быть украинской оперетте? Этот вопрос неоднократно поднимался в прессе, став предметом бурных дискуссий. Ответом стало создание в Харькове театра государственной украинской музыкальной комедии. Критик Юрий Ткаченко в духе времени так формулировал задачи, поставленные перед ней властью: «Перед новым театром – благодарный и славный творческий путь. Начало его, в первую очередь, в разрушении традиций старой буржуазно-мещанской оперетты, в ломке воспитанной последней инерции зрителя, в использовании всего позитивного, что есть в старом музкомедийном материале, и тогда – создание нового музыкально-комедийного искусства».

Итак, новый театр открылся 1 ноября 1929 года опереттой Жака Оффенбаха «Орфей в аду» в постановке художественного руководителя коллектива, ученика Леся Курбаса Бориса Балабана, за дирижерским пультом стоял Богдан Крыжанивский. С харьковской музкомедией в те годы сотрудничали яркие личности: дирижер и композитор Алексей Рябов, писатель Остап Вишня, над постановками работали березильцы Януарий Бортник, Марьян Крушельницкий, Амвросий Бучма…

Нести радость зрителю


Немало пришлось пережить театру музкомедии взлетов, а подчас и падений. Когда-то специально для него создавались такие хиты, как «Сорочинская ярмарка» или «Свадьба в Малиновке». Бывало, зритель буквально валом валил сюда, желая отдохнуть от набивших оскомину «производственных» пьес. В иные годы лишившийся своего здания коллектив вынужден был выступать в полупустых холодных залах, где, замерзая, но не сдаваясь, оставались только самые стойкие поклонники оперетты. А случалось, что театр плыл, как корабль без ветрил, не имея ни творческих лидеров, ни четкого художественного направления, теряя по дороге членов команды и тех, кто до сих пор оставался ему верен...

Кто и как бы ни пытался сломать свойственную этому виду театра природу, главной его целью оставалась одна – нести радость. Нередко подобная цель не соответствовала идеологическим канонам, за что музкомедии в свое время досталось немало шишек, но задачу свою театру выполнить удалось. Именно поэтому во все, как в самые трудные для страны, так и в самые безнадежные в творческом плане годы, он имел своего зрителя, с мнением которого можно соглашаться или не соглашаться, но игнорировать – невозможно.

Оперетта или мюзикл?


На экране мелькали раритетные фотографии, в зал бурно реагировал, узнавая своих кумиров – тогда еще совсем молодых – на памятных черно-белых снимках. Фильмом, проведшим зрителей от момента основания театра до его сегодняшнего дня, театр и начал после церемонии награждения первый юбилейный вечер.

Праздничный гала-концерт в двух отделениях, поставленный режиссером театра, заслуженной артисткой Украины Валентиной Подорловой, был построен в форме дискуссии. Ведущие Татьяна Цыганская и Алексей Андренко бурно обсуждали вопрос: так что же все-таки интереснее, классическая оперетта или ее более молодые конкуренты, мюзикл и рок-опера? И в качестве аргументов выдвигали очередные концертные номера. Естественно, в итоге сошлись на том, что все направления важны и по-своему необходимы современному театру.

Первое отделение второго праздничного концерта также отдали юбилярам. В нем были показаны самые яркие фрагменты предыдущего вечера и несколько дополнительных эпизодов – на сей раз без театрализованной канвы. Оба концерта в полной мере продемонстрировали творческий потенциал театра. Сегодня в нем крепкие балет, хор и оркестр, немало интересных солистов. Надо отметить, что наметившаяся в последнее время постоянная практика проведения бенефисов дает возможность отбирать для подобных концертов действительно броские, эффектные номера.

Интерес вызвали и молодые, и заслуженные


Конечно, никакой юбилейный вечер не обойдется без традиционного «Тоста графа Орловского» из оперетты «Летучая мышь» – его впечатляюще исполнил заслуженный артист Украины Алексей Гавинский, еще не раз в течение концерта продемонстрировавший изрядные вокальные данные.

Театр, безусловно, не ошибся, пригласив молодого оперного солиста Владимира Козлова. И его Эдвин из «Сильвы» Кальмана, и Баринкай из «Цыганского барона» Штрауса, и Призрак из «Призрака оперы» Уэббера – среди наиболее запомнившихся образов праздничного вечера.

Своеобразным тембром голоса, сценическим обаянием привлекал Олег Дидык – граф Резанов в эпизоде из рок-оперы «Юнона и Авось» Рыбникова. Большой интерес вызвали заслуженный артист Украины Олег Летенко и молодой актер Виталий Иванов, солировавшие в Песне Трубадура «Пора кафедральных соборов» из мюзикла «Собор Парижской Богоматери» Коччианте.

Яркостью, фееричностью отличались оба номера в исполнении заслуженной артистки Украины Наталии Коваль в сопровождении балета театра – ария Танголиты из оперетты «Бал в Савойе» Абрахама и куплеты Нинон из «Фиалки Монмартра» Кальмана. Несомненно, выигрышной оказалась и песенка Салли Боулз Mein Herr из мюзикла «Кабаре», темпераментно и выразительно представленная Светланой Тимченко. Собственно, еще многих исполнителей здесь можно было бы назвать – и опытных титулованных мастеров, и творческую молодежь коллектива.

Поздравляя юбиляров


Как на любых юбилейных вечерах, в праздничные для музкомедии дни было вручено немало почетных грамот, благодарностей – всех, здесь, конечно, не перечесть. Но о некоторых, врученных самим театром, упомянуть хочется. Трогательно, что во время награждения не были забыты самые юные участники спектаклей – им, сделавшим первые шаги на сцене, это запомнится на всю жизнь. Особые, не имеющие аналогов награды получили некоторые артисты и сотрудники театра. Это золотые и серебряные памятные знаки с эмблемой харьковской музкомедии, учрежденные директором и главным режиссером театра, заслуженным деятелем искусств Украины Игорем Ковалем.

Во втором отделении второго юбилейного вечера коллектив музкомедии поздравляли коллеги из харьковских театров, Харьковского национального университета искусств им. И.П. Котляревского, Дома актера им. Леся Сердюка, Харьковского межобластного отделения НСТДУ и гости из других городов – из Киевского национального театра оперетты, Сумского областного академического театра драмы и музыкальной комедии им. М.С. Щепкина, Полтавского областного академического театра им. Н.В. Гоголя.

И, что характерно, среди множества серьезных и юмористических, «капустных» пожеланий юбилярам чаще всего звучало одно – чтобы Харьковский театр музыкальной комедии, уже более четверти столетия назад отселенный из собственного помещения, наконец, обрел свой дом. Зная упорство Игоря Коваля и его любовь к своему коллективу, хочется верить, что так оно и случится.