Моцарелла, брынза и сулугуни, которые продаются на харьковских прилавках, расстроили экспертов – половина протестированных рассольных сыров не соответствовала некоторым нормативам.

Для проведения потребительской экспертизы продукции специалистами ГП «Харьковстандартметрология» были отобраны образцы фасованных рассольных сыров, изготовленных в Харьковской, Киевской, Черкасской, Днепропетровской, Полтавской, Сумской, Донецкой, Николаевской областях Украины, которые реализовывались в розничной торговой сети города Харькова:
  • сыр мягкий «Фета» 45-процентной жирности ТМ «Ферма»;
  • сыр «Брынза» 30-процентной жирности ТМ «Злагода;
  • сыр «Брынза болгарская» 30-процентной жирности ТМ «НАК»;
  • сыр рассольный «Брынза» 45-процентной жирности ТМ «Яготинская»;
  • сыр мягкий адыгейский 40-процентной жирности ТМ «Волошкове поле»:
  • сыр мягкий адыгейский 45-процентной жирности ТМ «Козуб»;
  • сыр мягкий «Моцарелла украинская» 50-процентной жирности ТМ «Славия»;
  • сыр мягкий в рассоле «Моцарелла» с содержанием жира в сухом веществе 45% ТМ «Добряна»;
  • сыр рассольный моцарелла ТМ «N. Bavarian cheese».
Из девяти протестированных специалистами ГП «Харьковстандартметрология» образцов рассольных сыров пять не соответствовали требованиям нормативно-правовых актов Украины: ТМ «Добряна», ТМ «Волошкове поле», ТМ «Козуб», ТМ «N. Bavarian cheese» и ТМ «Злагода».

По проверенным физико-химическим показателям все сыры соответствовали информации, заявленной на этикетке.

– Следует отметить, что, в соответствии с требованиями национальных стандартов, производитель может сам определять, с какой массовой долей жира выпускать свою продукцию, но конкретное значение должно быть обозначено в маркировке.  Проведенные испытания по определению наличия растительных жиров не обнаружили фальсификации сыров ни у одного из производителей. И это радует, – отмечает генеральный директор ГП «Харьковстандартметрология» Владимир Величко.

Микробиологические показатели, которые являются одним из главных критериев безопасности и качества молочной продукции, экспертов расстроили. По результатам испытаний выявлено наличие бактерий группы кишечных палочек в сыре мягком адыгейском ТМ «Волошкове поле» и сыре мягком «Моцарелла» ТМ «Добряна».

– Употребление такой продукции может привести к различным расстройствам желудочно-кишечного тракта, – говорит Владимир Величко. – Несоответствие продукции по показателям безопасности может свидетельствовать о низком уровне культуры производства, несоблюдении режимов технологического процесса, недостаточном уровне контроля качества готовой продукции со стороны должностных лиц предприятий-производителей.

Внимательно изучайте надписи на упаковке


Купить качественный и полезный рассольный сыр вполне возможно, если быть бдительным и обращать внимание на приводимую на упаковке информацию.

Владимир Величко советует руководствоваться универсальными правилами.

Специалист предлагает особое внимание уделять маркировке продукции: если на упаковке дата изготовления нанесена нечетко, информацию о сроках и условиях хранения невозможно идентифицировать, лучше не покупать такой продукт.

Не упустите из виду условия хранения – температурный режим и относительную влажность воздуха, от чего в полной мере зависит ваше здоровье. Также стоит проверить срок годности – не покупайте продукцию с почти истекшим сроком хранения. Внимательно осмотрите упаковку: она должна быть целой, без повреждений.

– Помните: сроки годности продуктов производитель может устанавливать самостоятельно (в зависимости от качества сырья, технологии производства, технических характеристик оборудования, условий упаковки, упаковочных материалов), при этом срок годности сыров устанавливают с даты окончания технологического процесса, – подсказывает Владимир Величко. – В маркировке обязательно должна быть указана масса нетто сыра в рассоле без учета массы рассола. А для сыра, упакованного под вакуумом или в условиях модифицированной газовой среды, в маркировке обязательно должна быть нанесена дополнительная надпись «Упаковано под вакуумом» или «Упаковано в среде нейтральных газов».

Если говорить об органолептических признаках, то можно выделить следующие характерные для рассольных сыров особенности: белый или светло-желтый цвет, однородный по всей массе, чистый кисломолочный вкус и едва ощутимый молочный аромат. Высокое содержание соли в растворе для замачивания сыра делает его вкус более соленым и ярко выраженным. Благодаря плотной структуре сыры этого вида не крошатся и не расслаиваются (кроме сулугуни), легко ломаются (это объясняется хранением в рассоле). Поскольку созревание, а иногда и дальнейшее хранение сыра происходят в «водной среде», то у него отсутствует корочка и его не парафинируют как твердый сыр. Особенностью рассольных сыров является высокое содержание соли (4–7%) и повышенное количество влаги (47–53%).

Как производители вводят покупателей в заблуждение


Рассольные сыры подвела маркировка. Ей эксперты уделили особое внимание в проведенном исследовании рассольных сыров. И результаты особо не порадовали специалистов.

На этикетке моцареллы ТМ «N. Bavarian cheese» название продукта на украинском языке указано шрифтом меньшего размера, чем регламентируется.

– Согласно действующему законодательству, название пищевого продукта необходимо указывать на упаковке или этикетке шрифтом с кеглем не меньшим 2 мм, – уточнил Владимир Величко. – Кроме того, на маркировке отсутствует обозначение, которое идентифицирует партию, к которой относится пищевой продукт.

Одним из обязательных реквизитов маркировки является количество пищевого продукта в установленных единицах измерения. На маркировке моцареллы ТМ «N. Bavarian cheese» указано: «Масса нетто – 350 г, допустимое отклонение от номинального значения – 12 г», что не соответствует требованиям законодательства.

– Согласно действующим нормативно-правовым актам, допустимое отрицательное отклонение от номинального значения массы нетто в данном случае может составлять не более 10,5 г, – поясняет Владимир Величко.

На маркировке сыра мягкого адыгейского ТМ «Козуб» в составе продукта указан хлористый кальций – ингредиент, относящийся к пищевым добавкам. При этом в маркировке отсутствует информация относительно класса этого ингредиента, а именно: какую технологическую функцию в конечном продукте он выполняет (например, агент затвердевания), а также информация о его индексе (Е 509).

– Согласно требованиям действующего законодательства, в перечне ингредиентов для пищевых добавок необходимо указывать название класса ингредиента, после которого идет специальное название (химическое или торговое) или индекс согласно Европейской цифровой системе (для хлористого кальция – Е 509), или INS-номер, – уточняет Владимир Величко.

К сожалению, не все производители дают полную и достоверную информацию об условиях хранения. Так, на потребительской маркировке сыра «Брынза» ТМ «Злагода» на основной стороне этикетки написано, что «условия хранения при температуре от -2°С до +4°С», а на обратной стороне упаковки на стикере указан другой температурный режим, а именно: от +2°С до +4°С. В результате потребителю этого сыра трудно понять, при какой температуре следует хранить продукт.

– Анализ маркировки показал общий недостаток почти всех производителей, который заключается в том, что часть текста в маркировке размещена мелким шрифтом, труднодоступным для чтения, который к тому же может быть не контрастным к фону упаковки, – подвел итог Владимир Величко.