Учить теорию вождения теперь можно самостоятельно, а бумажное свидетельство об окончании автошколы кануло в Лету – с 19 октября в Украине действуют новые правила обучения и сдачи экзаменов на получение водительских прав.

В плюсах и минусах новаций «Вечерний Харьков» разбирался с экспертом.

Речь идет о постановлении Кабинета министров Украины от 3 апреля 2019 № 320 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета министров Украины», которое вступило в силу с 19 октября, сообщили в Главном сервисном центре МВД.

Сдать теорию экстерном


Итак, инициатива правительства предусматривает, что водители могут пройти подготовку, переподготовку и повышение квалификации в индивидуальном порядке.

— Это значит, что можно не в автошколе, а самостоятельно выучить теорию и сдать экзамены, — поясняет автоэксперт Александр Трепетин. – У меня отношение к этому новшеству скептическое. Потому что, как показывает моя практика, еще ни один человек не сумел нормально подготовиться к экзаменам, исключительно читая правила. Просто заучивать ответы на вопросы, поставленные в билетах – это глупость. А вот знать правила и правильно их применять – этому как раз учат в автошколе. Самостоятельно этому научиться, на мой взгляд, очень проблематично. То есть весь порядок сведется исключительно к заучиванию билетов. Думаю, что ни к чему хорошему это не приведет.

По словам автоэксперта, возможность сдачи экзаменов экстерном практиковалась и раньше – в 2009–2010 годах.

— Количество вопросов для таких курсантов автошкол было больше – не 20, а примерно 30-40. Но потом эту систему отменили по той причине, что люди просто заучивали билеты, без какого либо понимания, — говорит Александр Трепетин.

Кроме того, постановление Кабмина предусматривает, что выпускники, которые закончили обучение по подготовке водителей в учреждениях профессионально-технического образования, будут допущены к сдаче экзаменов без дополнительного обучения в автошколе.

Оба экзамена — только в одном месте


Еще одна новация заключается в том, что практический экзамен будет сдаваться в центре МВД, где была успешно сдана теория.

— Раньше теорию можно было сдавать в одном территориальном сервисном центре МВД, а практику – в другом. Теперь оба экзамена принимают в одном и том же центре. Не думаю, что это доставит большие неудобства учащимся автошкол, но кого-то это лишит определенных возможностей, — считает Александр Трепетин. – Допустим, теорию человек сдал в сервисном центре МВД в Харькове и ему нужно срочно уехать в другой город по работе или, если он студент, – на родину к родителям. Раньше он мог сдать практический экзамен по месту нахождения. Теперь такого не будет.

Видеофиксация – идея хорошая, но…


Отныне весь процесс сдачи экзаменов для получения водительского удостоверения будет фиксироваться на видео.

— Особого новшества я здесь не вижу. В сервисных центрах теоретический экзамен и сейчас фиксируют на видео, в экзаменационных классах стоят видеокамеры. Соответствующая программа позволяет после получения результатов проверить ответы – выяснить, где человек ошибся, — говорит Александр Трепетин.

Между тем нововведение предусматривает, что не только при сдаче теории, но и во время экзамена по вождению действия двух сторон будут фиксироваться с помощью оборудования, установленного в каждом экзаменационном авто.

– Это совсем другое дело. Правда, я не представляю, в какую сумму обойдется комплекс видеофиксации, с помощью которого будет записываться происходящее вокруг автомобиля и внутри салона. Причем не внутри салона, а положение рук и ног экзаменуемого. Сколько все это будет стоить, и кто будет платить? – удивляется автоэксперт. — Ну, разве что снаружи можно поснимать, как машина едет по площадке. Однако площадка – это только пол-экзамена, а есть же еще вождение на проезжей части. Как это снимать? Идея, конечно, хорошая, но меня смущает реализация.

Чем меньше бумаг – тем проще жить


С 19 октября бумажное свидетельство об окончании школы вождения на руки уже не выдается. Данные вносятся в Единый государственный реестр МВД и там хранятся. А срок действия свидетельства об окончании автошколы сокращается с десяти лет до двух.

— Вот это отличная новация: чем меньше бумаг, тем проще человеку жить, — замечает Александр Трепетин. – Сейчас автошколы вынуждены централизованно закупать в Киеве бланки, другие бумажные носители, потом все это заполнять определенным образом – журналы, отчеты. Автошколам такая новация принесет большое облегчение. Как и будущим водителям. Теперь у них нет необходимости покупать в территориальных сервисных центрах МВД бланки свидетельства об окончании заведения по подготовке водителей транспортных средств. Тем более что это бумажное свидетельство необходимо только раз — при первом получении прав. Если же водитель открывает новую категорию, нужно предъявлять уже другое свидетельство о прохождении соответствующего обучения, а первое больше никогда не понадобится.

Если в кармане нет смартфона


Некоторые нововведения касаются непосредственно автошкол, в частности,  введение электронного журнала. Преподаватели и инструкторы по вождению будут обязаны вносить в специальный электронный журнал информацию о времени проведения теоретических и практических занятий, а также транспортное средство, на котором  проводится практическое занятие.

— Журналы помогут контролировать организацию учебного процесса, число откатанных занятий, чтобы, например, не было занижения количества часов. Случается, что в некоторых недобросовестных автошколах пять-десять занятий дали – и все, будь здоров. А вот когда имеется электронный журнал, который заполняется по факту занятий — это уже другое дело, — считает Александр Трепетин. – Но опять-таки меня смущает реализация. Всегда ли инструктор имеет связь с интернетом? Для этого в кармане у него должен быть смартфон, на котором установлено определенное приложение. А если он пользуется Nokia 3510? Как ему фиксировать занятие в электронном виде? Снова, как и раньше, придется вечером приезжать в автошколу – только теперь уже не книжки по вождению сдавать, а заполнять электронный журнал.

Полномочия передали региональным центрам


Также изменилась процедура аккредитации автошкол. Эту функцию забрали у  Главного сервисного центра МВД и передали региональным сервисным центрам МВД, что должно сэкономить автошколам время и деньги. Таким образом, заявления об утверждении рабочих программ и планов для проведения обследования материально-технической базы, а также материалы для государственной аккредитации будут подаваться в сервисные центры МВД по местонахождению автошколы.

Постановлением также предусмотрено, что сертификаты о государственной аккредитации, выданные после 5 июля 2016 заведениям, аккредитованным Главным сервисным центром МВД, считаются бессрочными.

Электронные права — с 2020 года


Александр Трепетин напомнил еще об одном уже действующем новшестве, которое касается фактического подтверждения стажа вождения. По его мнению, оно существенно осложняет жизнь водителям, у которых открыто несколько категорий.

— Например, человек потерял права либо их украли, и ему необходимо восстановить документы. Если он сумеет подтвердить, что в течение последнего года ездил на автомобиле, ему восстанавливают права без экзаменов. Профессиональному водителю для подтверждения стажа нужна справка с места работы, а автолюбителю – техпаспорт или доверенность на машину, которой он пользуется. Однако теперь система иная, — рассказывает Александр Трепетин. – Если у человека просто категория В, этим все и ограничивается, а вот если несколько категорий – необходимо подтвердить каждую. Безусловно, такая новация несколько напрягает водителей, имеющих несколько категорий.

Намерения уже со следующего года заменить бумажные права и техпаспорт на электронные автоэксперт одобряет.

— Идея классная. Как я уже говорил, меньше бумажек – проще жизнь. Но опять непонятно, как она будет реализована. Не получится ли, как с внутренними паспортами нового образца – ID-картами? Прописка гражданина там указана, но куда ни обратись с этим паспортом, везде требуют соответствующую справку, — замечает он. – Боюсь, что то же самое будет и с новыми электронными правами и техпаспортами.

Предъявите ваш... смартфон


Напомним, Кабинет министров одобрил запуск экспериментального проекта по применению электронного водительского удостоверения и свидетельства о регистрации авто, которые могут предъявляться полицейским вместо бумажных документов. Проект инициирован Министерством цифровой трансформации совместно с Министерством внутренних дел и принят на заседании правительства 23 октября.

Е-права и электронный техпаспорт — это цифровой вариант выданных пластиковых водительского удостоверения и свидетельства о регистрации транспортного средства (тех), содержащий уникальный электронный идентификатор (QR-код). Согласно утвержденному постановлению, водитель со своего смартфона может предъявлять эти документы полицейскому, а тот с помощью специальных технических средств подтвердить данные в электронных ресурсах единой информационной системы МВД.

Для заказа электронных прав или электронного техпаспорта нужно загрузить в смартфон мобильное приложение Единого государственного веб-портала электронных услуг («Дія») и пройти электронную идентификацию. Права и техпаспорт формируются автоматически при наличии в единой информационной системе МВД всех необходимых сведений, в том числе фотографии.