Несмотря на новации в образовательном законодательстве, харьковские школы по-прежнему живут по старому Примерному уставу, введенному приказом Министерства образования и науки еще в 2002 году.

Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, активисты на примере отдельного учебного заведения разработали пилотный проект новой школьной «дорожной карты», которая поможет решить массу проблем, в том числе и с поборами.

Много лет родители борются с поборами в школах — когда собираются наличные средства на хозяйственные потребности учебных заведений.

— На каждом собрании родители слышат: не хватает средств, нет финансирования, а потому – сдайте, пожалуйста, деньги. А ведь родители за все это уже заплатили своими налогами в бюджет. И когда вышел новый Закон «Об образовании», в котором предусмотрена в том числе и автономия школ, мы обрадовались, — говорит председатель совета Харьковской реформаторской коалиции, председатель общественного объединения «Благосвіт» Екатерина Святец. — Потому что школы смогут иметь свою бухгалтерию и отчитываться перед родителями: вот поступили такие-то средства, их хватило на то-то и то-то, в следующем году планируем что-то другое. То есть школа становится менее зависимой от районных отделов образования и получает больше самостоятельности. Но и ответственности. А МОН своим письмом рекомендует внести соответствующие изменения в уставы учебных заведений.

Новый закон действует уже два года, и во многих городах Украины автономия школ уже работает, но не в Харькове.

— За это время практически никаких изменений в уставы учебных заведений, которые являются фактически конституцией учебного заведения, его «дорожной картой», не внесено. То есть все учебные заведения на протяжении последних двух лет по-прежнему действуют по-старому, — отмечает юрист Константин Карелов.

Активисты своими усилиями решили сдвинуть этот вопрос с мертвой точки и разработали пилотный проект нового школьного устава на примере отдельного учебного заведения в соответствии с требованиями нового Закона Украины «Об образовании». В уставе будут прописаны новые механизмы работы учебного заведения, которые позволят улучшить взаимодействие руководства школы с родителями и обществом. Кроме этого, положения нового устава должны повысить уровень контроля за деятельностью учебного заведения и за соблюдением принципов прозрачности в финансовой отчетности.

Зачем нужно менять устав


Изменения в старый Примерный устав, по словам Константина Карелова, предусматривают расширение полномочий руководителя учебного заведения, который сейчас не назначается, а выбирается.

— Теперь влияние на него через администрации – районные, городские, областные — меньшее, потому что это выборная должность, — говорит юрист.

Кроме того, изменения должны отражать финансово-экономическую независимость учебного заведения.

— Это дает возможность руководителю учебного заведения действовать при решении тех или иных вопросов уже по своему усмотрению в соответствии с условиями действующего законодательства, стандартами образования и т. д. для обеспечения надлежащего уровня заведения и учебного процесса, — отмечает Константин Карелов.

То есть устав – это «дорожная карта» учебного заведения, по которой каждая школа имеет свои полномочия относительно влияния, самостоятельной подачи запросов на получение финансирования в пределах своих потребностей.

— Речь не идет о каком-то одном источнике финансирования – бюджетном. Мы не исключаем других возможностей, — говорит Константин Карелов. — Вопрос ограничения бюджетного финансирования – это вопрос взаимоотношений между учебным заведением и его собственником, то есть тем, кто заведение содержит. Других соглашений быть не может – и по закону, и по новому уставу. Ограничение вносит сам собственник в определенные нормы устава.

Наблюдательный совет – в помощь руководителю


Новые закон и устав предусматривают создание принципиально нового органа – наблюдательного совета.

— Это не контролирующий орган по своей сути, он не является постоянным соглядатаем за директором и каждым его действием. Директор — самостоятельный субъект. Наблюдательный совет проверяет те или иные решения, следит за исполнением тех из них, которые утверждены определенными планами учебного заведения. То есть наблюдательный совет не вмешивается в процесс, он только наблюдает и подсказывает директору, что и как лучше сделать или где и каким образом он может ошибиться. Это орган, который должен помогать руководителю, — пояснил Константин Карелов. – Сейчас же ситуация такова, что директор фактически является подконтрольным лицом. Он распорядитель учебного заведения и все свои действия должен согласовывать с вышестоящими инстанциями.

Екатерина Святец добавила, что наблюдательный совет может контролировать выполнение бюджета и, что важно, частично брать на себя функции основателя. А районные управления образования в соответствии с новым законодательством должны превратиться в сервисные центры.

— Будут обслуживать учебные заведения и помогать руководителю выполнять возложенные на него распорядительные и хозяйственные функции, — уточнил Константин Карелов.

Инициатива – в руках школ


Чтобы дело сдвинулось с мертвой точки и школы наконец-то заработали по-новому, руководители учебных заведений могут сами инициировать внесение изменений в свои уставы.

— Директора школ избраны, есть решение о назначении их на должность, с ними заключен контракт — де-юре они являются независимыми. А значит, имеют право инициировать внесение изменений в свои уставы в соответствии с законом, — говорит Константин Карелов. – Сами внести такие изменения они не могут, поскольку являются наемными лицами. Но это может сделать собственник учебного заведения. Если мы говорим о харьковских коммунальных учебных заведениях, то это горсовет.

Если школа и директор решают инициировать данный вопрос, они должны обосновать пункты, которые хотят внести в устав, и с этим обоснованием обратиться в мэрию. И собственник должен решить вопрос.

— Не решать его невозможно, потому что закон предусматривает несколько иной порядок функционирования учебных заведений, — отмечает Константин Карелов. — Он содержит норму о том, что учебное заведение действует на основании закона и в соответствии с уставом учебного заведения, который не может противоречить действующему законодательству.

Директора боятся автономии


Катерина Святец приводит пример, когда в Харькове директор одного из учебных заведений выявила желание взять на себя автономию.

— Но, к сожалению, мы не видим желания городского совета. В любом случае планируем выложить разработанный нами устав в открытый доступ. Возможно, директора школ будут более активно брать инициативу в свои руки, потому что пока политической воли на это нет, — говорит она.

Тормозит внедрение новации еще и то, что директора пока не готовы.

— Боятся ответственности, у них не хватает знаний в экономике, менеджменте, в проведении тендерных закупок и т. д., — отмечает Катерина Святец. — По этому поводу мы планируем запустить серию учебных программ для директоров школ и учителей, чтобы добавить им уверенности в том, что они справятся с поставленными задачами.