Таксисты намерены обратиться к президенту с просьбой не подписывать новый закон, вводящий штрафы за перевозку детей без специальных автокресел.

Верховная Рада Украины приняла и передала на подпись президенту Закон № 1150 «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно установления ответственности за нарушение правил перевозки детей». Этим законом вводятся штрафы за перевозку детей без детских автокресел. Однако таксисты не спешат исполнять закон и покупать кресла.

Если семья многодетная


– Таксистов обязали самих обеспечивать свою машину детскими автокреслами. А стоят они немало – в среднем 2000 гривен. Есть и по три-четыре тысячи, – пояснил «Вечернему Харькову» председатель Украинской таксомоторной ассоциации Андрей Антонюк. – Опять-таки какое кресло ставить? Если это младенец, нужно одно кресло, если ребенку три года – другое, для 12-летнего – третье. Они же все разные, это я вам говорю как отец.

Руководитель одной из служб такси Харькова Игорь с коллегой согласен: мало того что детское автокресло стоит дорого, так еще и надо найти, где его разместить.

– Допустим, выезжает машина на заказ для четырех пассажиров, а в ней постоянно стоит автокресло. Где разместить пассажиров? Придется засовывать кресло в багажник – а там, как правило, газовый баллон. От заказанной поездки на вокзал тоже придется отказаться, потому что девать багаж уже некуда, – рассуждает он. – То есть человеку придется упускать какие-то заказы, потому что просто нет места. Опять же установил кресло, убрал кресло – это время, а клиент спешит, нервничает… А если едет многодетная семья с тремя ребятишками, как тогда? Перевозить детей по очереди?

Кроме того, Игорь считает, что одно кресло на всех детей – это негигиенично.

– Дети есть разные, я же не проверяю, болен ребенок или нет. Только что ехал ребенок, больной ветрянкой, – и тут же на его место посадили второго. Не будешь же под каждого подстилать чистую пеленочку и дезинфицировать  автокресло, – замечает он.

Кстати, по словам Игоря, в некоторых харьковских службах такси уже появилась опция «детское кресло».

– Человек, заказывая машину, может поставить галочку напротив позиции «детское кресло», но за такой сервис ему придется заплатить дополнительные деньги, – говорит руководитель службы.

По его словам, все идет к тому, что тысячи таксистов останутся без работы.

– Таксист сам покупает лицензию, автомобиль (причем он должен быть не старше определенного года выпуска), заправляется… Теперь вот автокресла еще на него повесили. Все идет к тому, что будет муниципальное такси, а тысячи людей останутся без работы, – говорит Игорь.

Таксисты не приемлют «турборежим»


Андрей Антонюк говорит, что во всем мире норма, предусматривающая установку детского автокресла, действительно есть, но касается она только частного транспорта и не распространяется на коммерческий.

– Я специально звонил в Польшу и выяснял: нет там детских кресел ни в школьных автобусах, где голова ребенка выше кресла, ни в маршрутках. Потому что во всем мире такси – самый безопасный вид городского транспорта. Если бы у нас соблюдали законы и ездили со скоростью не выше 50 км в час по городу, то это кресло и не нужно было бы. А при скорости втрое большей не спасут ни кресло, ни шлем. Начинать нужно не с этого, – уверен он.

К тому же, отмечает Андрей Антонюк, законопроект был принят без надлежащего привлечения специалистов и общественного обсуждения. В случае его подписания президентом будет создана правовая коллизия, которая станет настоящей угрозой для всех украинцев, которые будут перевозить детей в автомобилях.

– Дело в том, что в законе не упоминаются детские автокресла, там сказано, что нужно использовать специальные средства. Что понимать под ними? – говорит он. – Из-за таких ошибок законодателей оштрафовать можно будет любого, кто будет перевозить детей в автомобиле даже в детских автокреслах.

Профсоюз таксистов Украины и Украинская таксомоторная ассоциация от имени украинских таксистов отправили обращение президенту с просьбой не подписывать закон №1150. Отправлено также обращение к председателю Верховной Рады Дмитрию Разумкову и премьер-министру Алексею Гончаруку с просьбой прекратить принятие законов в «турборежиме», без должного привлечения специалистов и общественного обсуждения, чтобы обезопаситься от ошибок и создания правовых коллизий.

– В частности, при проведении анонсированной на ближайшее время реформы рынка такси необходимо создать рабочую группу  с привлечением к совместному обсуждению народных депутатов, представителей правительства и участников рынка такси, – говорит Андрей Антонюк.

За что оштрафуют


Напомним, согласно новому закону, за нарушение правил перевозки детей водитель обязан будет уплатить штраф в размере 30 необлагаемых  минимумов доходов граждан, а это 510 гривен. За повторное нарушение – штраф уже 850 гривен.

Правилами дорожного движения определено, что запрещается перевозить детей, рост которых меньше 145 см или которые не достигли 12-летнего возраста, в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, без использования специальных средств, позволяющих пристегнуть ребенка ремнем; детей до 16-летнего возраста – в кузове любого грузового автомобиля; организованные группы детей – в темное время суток.

При принятии этого решения депутаты руководствовались данными Всемирной организации здравоохранения, согласно которым автокресло позволяет снизить смертность младенцев при аварии на 70%, а детей постарше – на 54-80%.