Государственный бюджет Украины на 2020 год подан на рассмотрение Верховной Рады для принятия во втором чтении.

Как изменятся пенсии, зарплаты и цены, а соответственно, и жизнь обычного украинца?

По мнению главы общественной организации «Национальный совет экономического развития» Алексея Дорошенко, никакого волшебства не произойдет, и  главный финансовый документ страны не сделает богаче обычного украинца. Несмотря на рост зарплат и пенсий, покупательная способность для некоторых слоев населения вырастет несущественно, а для некоторых – даже снизится.

— Если говорить о зарплатах, они будут расти. Минимальная зарплата увеличится: по консервативному сценарию — на 17%, а если все пойдет хорошо, то люди будут получать на 22% больше, — говорит эксперт. — Те, кто зарабатывает чуть более десяти тысяч гривен, будут получать на 17-21% больше.

Что касается пенсии, то она увеличится незначительно. По словам эксперта, Пенсионный фонд вряд ли сможет собрать средства самостоятельно за счет увеличения отчислений с выросшей заработной платы. А потому пенсия увеличится только за счет средств, заложенных на дотирование Пенсионного фонда, а это 3-5%.

— В этом году пенсионеры увидели повышение пенсии на 13,5-14%, а в следующем ожидается только  пятипроцентный прирост, — считает Алексей Дорошенко. — При этом надо понимать, что инфляция, хотя и снижается, но все равно составит около 7%. Это означает, что покупательная способность пенсионеров может снизиться, а не повыситься.

Что касается цен на продукты, то, по словам Алексея Дорошенко, их рост тормозится исчерпанием негативных факторов, началом снижения учетной ставки Национального банка, чтобы бизнес мог кредитоваться под невысокие проценты. Однако могут помешать риски для бизнеса, в первую очередь наличие рейдерства. Так что в следующем году эксперт ожидает очень умеренного роста покупательной способности украинцев, да и то не всех из них.

— К сожалению, в первую очередь не почувствуют на себе роста покупательной способности малообеспеченные люди, — уверен глава общественной организации «Национальный совет экономического развития» Алексей Дорошенко. — Тем, кому хватает денег только на коммунальные услуги и еду, точно не стоит ожидать чего-то лучшего.

Кроме того, по словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, в следующем году существенно сократится количество субсидиантов.

— Будут уменьшать суммы на субсидии, а значит, будут уменьшать количество субсидий. Сама идея субсидий состояла в том, что они будут действовать только с 2014 по 2016 год. Идея провалилась: правительство не может официально отменить субсидии, но будет их постоянно уменьшать, — говорит аналитик.

Без повышения благосостояния народа


По словам политолога Елены Бугло, новая власть, говоря о Госбюджете-2020, ограничивается лишь лозунгами вроде «Украинцы достойны того, чтобы жить лучше», и все меньше людей в стране этому верят.

— Госбюджет-2020, поданный на второе чтение в Раду, построен на макропрогнозе. Красивое слово, и что из того? Прогнозировать в Украине — неблагодарное дело. Доходы должны вырасти на 13 миллиардов гривен, но еще больше вырастут расходы — на 15 миллиардов. Рост ВВП — также очень двоякий показатель, а с ним, как известно, связаны выплаты МВФ: чем больше наш валовой продукт, тем больше денег должны отдать фонду. В 2020 году треть заработка государства пойдет на погашение задолженности. Между тем растет пирамида облигаций внутреннего государственного займа; доллар падает, люди волнуются и не верят, что это надолго, — говорит Елена Бугло.

По ее словам, правительство технократов, как оно себя называет, полагается на существенный рост экономики, прирост инвестиций и нестандартные действия.

— Например, легализация игорного бизнеса, создание «украинского Лас-Вегаса» и самое главное, и самое одиозное — снятие моратория на продажу украинской земли (с последним, похоже, вышла заминка. – Прим. ред.), — уточняет она.

Однако основания для этих факторов, отмечает Елена Бугло, практически отсутствуют: инвесторы уходят из Украины, нет единства в обществе по вопросу продажи земли.

— Судя по цифрам в главном финансовом документе страны, правительство заявило о росте расходов на оборону на 245 млрд грн. Кроме того, предполагается существенное увеличение финансирования медицины, лекарства в больницах будут на 100% бюджетными. Перерасчет пенсий состоится в апреле, но незначительный. Планируется повышение минимальной заработной платы до 4723 гривен. Учителям на повышение оплаты труда наметили 3,75 млрд грн, но кто знает, сколько это в пересчете на одного учителя. Печальные новости о субсидиях. Хотя президент и ветировал закон о тщательной финансовой проверке получающих социальную помощь, расходы на субсидии в бюджете будут на 7 млрд грн меньшими, чем в 2019 году. При этом коммунальные платежи обязательно будут расти, хотя бы потому, что вырастет минимальная заработная плата, — комментирует ситуацию Елена Бугло.

Особых надежд на бюджет в отношении повышения благосостояния людей не возлагает и экономический эксперт Георгий Довгаль.

— Больше трети бюджета идет на погашение внешнего долга. А это значит недофинансирование всех социальных программ, развития инфраструктуры, образования, медицины и т. д. К тому же значительная сумма выделяется на оборону. А вот целевого развития, роста благосостояния населения не предусматривается, — отмечает эксперт. — Простой человек будет понимать, что о нем заботятся, только в том случае, если увидит собственными глазами, что предусмотрено достаточное количество средств, допустим, на государственную программу по развитию сельских больниц, где будет четно прописано: там-то и там-то построят 50 больниц. Громкие слова о том, что правительство будет способствовать и реформировать, ничего не дают.

Заявления не соответствуют цифрам


Доктор политических наук Игорь Полищук считает Госбюджет-2020 бюджетом выживания, а никак не бюджетом развития.

— Все лозунги и стандарты безбедной жизни, которые провозглашались, пока просто повисли в воздухе, — считает политолог. — Есть на то, конечно, и объективные причины – нужно выплачивать долговые обязательства перед МВФ и т. д. Тут уж не до хорошей жизни.

Да и сам подход к бюджету, по его словам, очень спорный. В частности, заявления о том, что развитие образования и науки – это приоритет, совершено не соответствуют цифрам, которые заложены в бюджете.

— Допустим, повышение зарплаты учителям касается далеко не всех педагогов, а только молодых. Такая же ситуация и с наукой. Или взять заявление премьер-министра Алексея Гончарука о том, что правительство будет поддерживать заведения высшего образования, которые демонстрируют лучшие образовательные и научные результаты. Однако есть заведения провинциальные – что же их теперь вообще закрывать? – задается вопросом Игорь Полищук.

Тарифы, по его словам, тоже снижать никто не собирается.

— Более того, будет расти стоимость электроэнергии — со всеми вытекающими отсюда последствиями, — отмечает Игорь Полищук. — Какой-то непрофессиональный подход. Они не понимают самой природы государства, которое создано, чтобы поддерживать баланс интересов, как-то регулировать общественное развитие и т. д. Подход же новой власти таков: если слабый, то загнется, а сильный выстоит. Но это же не бизнес – это люди. Прежде всего нужно поддерживать баланс интересов и социальную сферу.

Не до жиру, быть бы живу


Новый бюджет политолог характеризует так: не до жиру, быть бы живу.

— Какая там борьба с бедностью? — сетует Игорь Полищук. — И без того «спасайся кто может», так давайте мы вам еще кассовые аппараты везде поставим и задавим физлиц-предпринимателей окончательно. А это в основном люди за сорок, которых на работу уже нигде не берут, вот они и пытаются выжить, создавая свой бизнес…

По мнению политолога, такой подход к государственному управлению – вовсе не то, чего ждали люди.

— Это полная противоположность тому, за что люди голосовали. Мина замедленного действия, — предупреждает он. – Все это закончится печально. Если в ближайшие полгода не будет никаких подвижек, не придут настоящие профессионалы, не произойдет какая-то ротация, ничего хорошего я прогнозировать не могу. Одно дело – лозунги, а другое – реальные дела.

Приватизация становится фетишем


По словам экспертов, очень спорным остается вопрос об источниках пополнения бюджета.

— Мы не увидели в бюджете стремления ни к снижению теневой части экономики, ни к уменьшению объема контрабанды. Это означает, что нет резервов для повышения зарплат и пенсий в госсекторе, — говорит Алексей Дорошенко.

— Многие статьи – это декларации, а откуда будут браться деньги? Планируется, что от «большой» приватизации – так что же, государство останется без стратегических предприятий? Это тоже неправильно, — возмущается Игорь Полищук.

По словам Георгия Довгаля, приватизация действительно стала каким-то фетишем.

— Считается, что если приватизировать какое-то предприятие, оно обязательно станет эффективным. Ничего подобного. Это и близко не соответствует истине, — уверен экономист. — Отдать на приватизацию – это отдать навсегда. Идет абсолютная  монополизация, экономикой, по сути, управляют несколько олигархов. Олигархам продают (кстати, неизвестно, по какой цене – справедливой или нет) части государственной собственности, которые можно было эффективно развивать и направлять на пользу населения. У них самих нет никаких сомнений относительно того, что собственность должна работать на них, а не на государство, не на людей. У меня складывается впечатление, что новаторы ограничились прочтением учебников по экономической теории 25-30-летней давности, в которых утверждается, что государственная собственность априори неэффективна, а частная – априори эффективна. Да ничего подобного! На самом деле эффективность зависит вовсе не от формы собственности, а от конкурентной среды. Мы сами собственными руками разрушаем то, что было построено.

Бюджет в цифрах


Макропоказатели:
  • расходы – 1, 18 трлн грн (в 2019 г. — 1,11 трлн грн);
  • доходы – 1,094 трлн грн (в 2019 г. — 1,026 трлн грн);
  • рост ВВП — 3,7 % (в 2019 г. –3%);
  • инфляция – 6,4% (в 2019 г. –7,4%);
  • курс доллара – 27 грн/доллар (в 2019 г. — 28,2 грн/доллар).
Социальные стандарты:
  • средняя зарплата — 12497 грн (в 2019 г. — 10329 грн);
  • минимальная зарплата – 4723 грн (в 2019 г. — 4173 грн);
  • безработица – 8,1% (в 2019 г. — 8,6 %);
  • прожиточный минимум — 2123 грн (в 2019 г. — 2123 – в 2019-м). Прожиточный минимум оставили на прежнем уровне из-за планов по его реформированию. Сейчас к нему привязаны около 150 видов государственной помощи. В пояснительной записке к проекту бюджета сказано, что Кабмин хотел бы увеличить прожиточный минимум до 4251 гривны.
Расходы на социальную сферу:
  • образование — 145,1 млрд грн. (в 2019 г. — 128,7 млрд грн):
  • медицина – 113,3 млрд грн. (в 2019 г. — 98,2 млрд грн);
  • культура – 15,1 млрд грн (в 2019 г. — 12,3 млрд грн);
  • субсидии — 48 млрд. грн (в 2019 г. — 56 млрд грн);
  • Пенсионный фонд — 173 млрд грн (в 2019 г. — 167 млрд грн);
  • развитие инфраструктуры — 73,7 млрд грн (в 2019 г. — 54 млрд грн).
Расходы на силовую сферу:
  • МВД – 93 млрд грн (в 2019 г. — 83,1 млрд грн);
  • оборона – 245,8 млрд грн (в 2019 г. — 212 млрд грн).