Красивейшее астрономическое явление — метеорный дождь – можно будет наблюдать каждую ночь с полуночи до рассвета вплоть до 3 декабря. А 17 ноября ночное небо озарит настоящий космический фейерверк.

Как рассказала «Вечернему Харькову» директор Харьковского планетария Галина Железняк, ближайшие ночи будут отмечены очень интересным астрономическим явлением – метеорным потоком Леониды.

— Такое название он получил благодаря созвездию Льва (Лео), поскольку именно с этим созвездием связан радиант метеорного потока – точка, из которой вылетают метеоры. То есть метеоры будут «падать» на Землю как бы из этого созвездия, — поясняет Галина Железняк.

Метеоры – это небольшие частицы (камушки, песчинки), которые двигаются в Солнечной системе в вакуумном пространстве и при прохождении земной атмосферы сгорают.

— А большие частицы могут долететь до поверхности Земли, и тогда мы будем называть эти железокаменные тела метеоритами, а самые крупные, имеющие большой размер, – это уже болиды, — продолжает Галина Железняк. — Прилет метеоритов и болидов на Землю — очень интересный астрономический процесс. Найти на поверхности Земли метеорит – счастье для любого человека. Однако и метеоры, которые сгорят в атмосфере, тоже  весьма интересны как природное явление.

В Харькове можно наблюдать метеорный поток Леониды начиная с полуночи до рассвета, потому что созвездие Льва поднимается над горизонтом в восточной части неба: для нас, харьковчан, — примерно с 24.00.

— В это время можно полюбоваться Леонидами и еще раз вспомнить о красоте космоса, поговорить о том, что в нашей жизни астрономия может войти в дом любого человека, даже не связанного с космосом, — замечает директор планетария. — Наблюдать метеорные потоки можно и без телескопа. Даже нужно без телескопа, невооруженным глазом, но при условии хорошей ясной погоды.

Вот как раз с 17 ноября, когда Леониды будут на максимуме, установится ясная, звездная ночная погода.

— Наблюдать метеорный поток харьковчане смогут вплоть до 3 декабря. Конечно, с каждой ночью количество частиц будет меньше. Тем не менее отдельные метеоры еще порадуют глаз, — уверяет Галина Железняк.

Метеорный поток Леониды, по словам Галины Железняк, связан с удивительной кометой Темпеля-Туттля.

— Комету открыли в ХIХ веке сразу два астронома. Сначала отличился немецкий астроном Эрнст Вильгельм Леберехт Темпель, причем совершенно удивительным образом — в 1865 году он наблюдал ее невдалеке от Большой Медведицы и очень заинтересовался. А чуть позже открытие сделал американец — Хорас Парнелл Туттль (в разных транскрипциях также Туттл, Таттл. – Прим. ред). И впоследствии они уже вместе просчитали орбиту этого космического тела, — рассказывает Галина Железняк.

Однако метеорный поток Леониды наблюдали еще раньше — с октября 935 года.

— Впервые, почти тысячу лет назад, метеорный поток пронаблюдал арабский астроном Тапид. После этого метеорный поток стал часто фиксироваться наблюдателями и даже вошел во многие летописи тех далеких лет, — продолжает директор планетария. — А в 1833 году это явление просто поразило частотой падения частиц – около ста тысяч в час. Это был настоящий космический фейерверк.

Уникальное явление Галина Железняк объясняет тем, что комета Темпеля-Туттля, двигаясь вокруг Солнца, каждые 33,25 года оказывается довольно близко от Земли. И наша планета, проходя сквозь метеорное облако именно в этот период, может притягивать большое количество частиц.

— Сейчас частицы, конечно, в меньшем количестве падают на Землю. Например, в киевских астрономических записях 2002 года, когда комета снова проходила в непосредственной близости от Земли, наблюдали за один час 1600 метеоров. Скорость их очень высока – 71 километр в секунду, — рассказывает Галина Железняк. – Очень часто они производят впечатление не просто падающей звездочки, а огромного болида, летящего по небу. Именно поэтому всем рекомендую понаблюдать за метеорным потоком – это очень красиво и романтично, тем более осенью.

Кстати, как отмечает Галина Железняк, Эрнст Темпель был не просто астрономом, который открыл пять астероидов и 12 комет. Еще он увлекался искусством, был известным художником-графиком. В Саксонии (Германия), где он родился, стоит памятник этому замечательному ученому и художнику.

— Все народы чтут великие достижения своих земляков. И я очень надеюсь, что и в Харькове тоже появится памятник в честь космической славы нашего города, — говорит Галина Железняк.