Но готовы ли к этому администрации рынков?

«В первую очередь мы думали об интересах харьковчан, во вторую — о торговцах и уж потом — о собственниках или администрации рынков», — заявил замначальника управления по вопросам предпринимательства, инвестиций и потребительского рынка Андрей Проскурин, комментируя суть новшеств в «Правилах торговли на рынках города Харькова».
Сверхприбыли за счет городского бюджета отменяются 

— Ответственно заявляю: рыночный сбор не увеличивается. Минимальная величина — 85 копеек и максимальная — 2 гривны 55 копеек в сутки, — заверил Андрей Проскурин.
Теперь площадь одного торгового места равняется восьми полным или неполным квадратным метрам. Если торговое место, например, 20 кв. м. — то уже нужно платить три рыночных сбора (делим на восемь и получаем два с половиной). Разные ставки размера рыночного сбора (от 85 коп. до 2 грн. 55 коп.) зависят от категории рабочего места и товара. Правила торговли, утвержденные в новой редакции, призваны устранить рыночные недоразумения: до их принятия одинаково платил и тот, кто торгует с лотка, и владелец павильона в 100 квадратов. 

— Но чем больше торговое место — тем больше возможностей для зарабатывания денег, — подчеркивает Андрей Проскурин. — Поэтому в действующих правилах торговли на рынках применен дифференцированный подход. Субъект хозяйствования, который может себе позволить платить больше администрации рынка в виде арендного платежа, содержать наемных работников и имеет больше возможностей для заработка и развития своего бизнеса — естественно, должен заплатить больше и рыночного сбора. 

Новые правила созданы во избежание сокращения поступлений рыночного сбора в доходную часть бюджета, а не для того, чтобы ущемить собственников рынков, уверяет Андрей Проскурин. Он говорит, что администрации рынков до сих пор было выгодно уменьшение количества торговых мест. Как результат — снижаются поступления в бюджет с рынков, которые ведут активное строительство и укрупнение торговых мест. На площади, где раньше было пять-десять объектов — сегодня может быть установлен один большой магазин, и, соответственно, деньги, которые могли бы в виде рыночного сбора пойти в бюджет, перетекают к администрации рынков. 

— Если администрация рынка по тем или иным причинам увеличивает размер арендной платы — предприниматель должен четко понимать, что это не более чем самодеятельность либо исключительно воля администрации рынка и никоим образом это не связано с городской властью и введением новых правил торговли. Если размер торгового места не превышает восьми квадратных метров — размер арендной платы должен остаться неизменным, — предупреждает Андрей Проскурин. 

Общая сумма арендной платы формируется из двух составляющих: рыночного сбора (местного налога, который стопроцентно идет в местный бюджет) и услуг рынка. Сейчас размер оплаты за услуги рынка не регулируется. Хотя, по постановлению Кабмина, предел может быть установлен: это прерогатива облгосадминистрации. Администрация каждого рынка формирует стоимость предоставляемых услуг исходя из фактических затрат, желания заработать и других мотивов, связанных с содержанием рынка: оплаты коммунальных платежей, вывоза мусора. Городские власти в этом не участвуют. Администрации рынков вправе повышать этот вид платежа из месяца в месяц. На отдельных рынках размеры арендной платы доходят до 25 тыс. грн. в месяц. 

Город готов отказаться от рыночного сбора 
— Харьковчане первыми предприняли попытки решения социальных вопросов, которые не урегулированы действующим законодательством, — рассказывает Андрей Проскурин. — В новом документе предусмотрены пункты по социальной защите предпринимателей. Теперь торгующие смогут уйти в отпуск на 24 календарных дня или на больничный, не оплачивая торговое место и сохраняя его за собой, для этого достаточно написать заявление на имя администрации рынка. 

Кроме того, представители социально незащищенных слоев населения, чей среднемесячный доход не превышает среднего прожиточного минимума, могут претендовать на льготные торговые места. Например, пенсионеры, которые реализуют фрукты-овощи, выращенные на собственных участках. Для льготников на рынках должно быть забронировано 5% от общего количества торговых мест. Сегодня уже существуют 2111 социальных торговых мест. 

Размер льгот на рынках городские власти устанавливать не имеют права: это зависит от доброй воли администраций рынков. Город, по словам Андрея Проскурина, готов потерпеть и не брать рыночный сбор с этих людей вообще. А вот что касается общей суммы стоимости услуг рынка для льготников — это только на совести хозяев рынков.