Трещина в основании под мини-копией памятника Тарасу Шевченко, установленной на площади Архитекторов, уже устранена. А весной всем семи миниатюрным чудесам Харькова предстоят чистка и реставрация.

По словам скульптора, народного художника Украины Сейфаддина Гурбанова, изделия нуждаются в регулярных реставрационных работах, а за десять лет они ни разу не проводились. В результате на подставке под мини-копией Кобзаря появилась трещина.

— В общем-то ничего страшного не произошло: сегодня с утра (13 ноября. – Прим. ред.) я там уже побывал и трещину устранил, — сообщил «Вечернему Харькову» Сейфаддин Гурбанов. — Дело в том, что под площадью Архитекторов, где установлены миниатюры, проходит метро, рядом – дороги, проезжающий транспорт создает вибрацию. А подставка сделана из комбинированного материала, который на 70–80% состоит из мрамора, –остальные же его составляющие не столь прочны. Кроме того, сдать работы в 2009 году торопились ко Дню города, и стройматериалу не дали достаточно высохнуть. Все это привело к появлению трещины.

Весной, по словам скульптора, необходимо провести полную чистку и реставрацию миниатюр — ведь прошло уже десять лет со дня их установки.

— Вообще-то такие профилактические работы нужно проводить каждые три-пять лет. Даже по той простой причине, что скульптуры покрываются пылью. Кобзаря покрывает полусантиметровый слой пыли, несмотря на то, что скульптуры находятся под стеклянным колпаком. В нем же есть щели, через которые идет вентиляция, чтобы стекла не запотевали. Поэтому пыль через них тоже проникает, — говорит Сейфаддин Гурбанов.

Это был адский труд


Миниатюрные копии семи главных городских достопримечательностей – Госпрома, Успенского, Благовещенского и Покровского соборов, памятника Тарасу Шевченко, «Зеркальной струи», Дома со шпилем (на пл. Конституции, 2) — были установлены на пл. Архитекторов в 2009 году, к 355-летнему юбилею Харькова.

— Семь чудес Харькова… Это была одна из самых сложных работ в моей жизни, — вспоминает скульптор Сейфаддин Гурбанов. – Дело в том, что идея ваять эти скульптуры из мрамора была очень неудачной. Мини-копии нуждаются в хорошей проработке, поэтому такие работы обычно производятся из бронзы — этот материал позволяет максимально детализировать изделие, литьем можно передать тончайшие узлы, самые миниатюрные детали. Вообще-то мини-копии должны быть небольшими, буквально ювелирного исполнения. А мрамор – это скульптурный материал, и сделать из него мини-копии семи чудес города было поистине адским трудом. В миниатюре Благовещенского собора множество фрагментов и деталей, которые нужно было воспроизвести с абсолютной точностью. Я работал над каждой полоской здания. А вы представляете, сколько окон в Госпроме? Пятьсот! Просто неимоверные усилия требовались для того, чтобы передать тончайшие детали в мраморе. Если бы мне предложили повторить эту мучительную работу за миллион долларов, я бы не согласился.

Тарас Шевченко с лицом китайца


Изначально скульптуры заказали китайским производителям, но миниатюры приехали в очень специфическом виде. К примеру, Тарас Шевченко выглядел китайцем, мини-копии соборов были больше похожи на восточные пагоды, нежели на православные храмы. Кроме того, в ходе доставки работы пострадали. У копии Благовещенского собора откололись ступеньки, Дом со шпилем приехал полуразрушенным, остальные соборы были и вовсе недоделаны.

— Китайцы попросту не справились. Когда я увидел фотографии работ, схватился за голову: ни в коем случае нельзя презентовать такое на День города – это позор, скандал. Ужас: абсолютно неграмотные, примитивные работы, — поделился впечатлениями скульптор. — Я это ляпнул и сам же попался…

Помогали студенты


Миниатюры отдали Сейфаддину Гурбанову на доработку.

— Куда уже деваться: если мне предложили, надо делать. Тем более после того, как это тогда преподнесли – на благо города, на благо народа. Я как патриот не мог отказаться, нужно было спасать ситуацию, — говорит он. – Я забросил всю свою работу, в частности памятник Ирине Бугримовой (первой в стране женщине — дрессировщице львов, народной артистке СССР, работавшей в Харькове. – Прим. ред.), который планировалось установить у цирка, и начал спасать город. Целый год под дождем и снегом я делал самую адскую в своей жизни работу. Трудился не в своей мастерской, а только на улице, потому что каждая работа весит более трех тонн – вовнутрь их не затащишь. А если даже и затащишь, от мраморной пыли просто задохнешься. Поэтому поставили во дворе палатки. И помощников у меня практически не было – никто из скульпторов не хотел браться за такую работу, все просто испарились. Пару студентов взял — спасибо им, помогли тогда. Каждый месяц-полтора мы ставили одну миниатюру.

В 2009 году в День города в Харькове состоялось торжественное открытие площади Архитекторов возле станции метро «Архитектора Бекетова». Однако тогда там появился только один из семи обещанных макетов — мини-копия памятника Тарасу Шевченко. Остальные копии Сейфаддин Гурбанов доработал к ноябрю.