В Харьковском государственном академическом театре кукол им. В.А. Афанасьева в самом разгаре юбилейная неделя, в течение которой показывают лучшие спектакли коллектива последних пяти лет. Торжества приурочены к 80-й годовщине основания театра.

Харьковская школа имеет глубокие корни


1 июля 1939 года по распоряжению Всесоюзного комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР от 1.07.1939 и постановлению исполнительного комитета Харьковского областного совета депутатов трудящихся №1029 от 29.09.1939 в Харькове был открыт областной театр кукол. Тем же приказом ему было присвоено имя Н.К. Крупской.

Рождение нового театра можно считать довольно-таки парадоксальным. С одной стороны оно открывало новую страницу в истории театра кукол в Харькове, с другой – как бы зачеркивало весь предыдущий опыт, более чем ценный. Ведь сегодня совершенно очевидно, что харьковская школа кукольников имеет более глубокие корни. У ее истоков стояли такие талантливые мастера, как Варвара Белоруссова и Петр Джунковский, Николай и Екатерина Овсянниковы, чьи работы удивляли и радовали харьковчан еще в начале 1920-х. Но человеком, которого по праву можно назвать основателем этой школы, был Иван Николаевич Шаховцов (или Иван Шаховец, как он называл себя в духе времени – тогда, в конце 1920-х, проводилась политика «коренизации»). Он и возглавил Всеукраинский показательный театр кукол, равных которому в Украине тогда не было.

Память о первопроходцах пытались стереть


По-разному складывался творческий путь мастеров-кукольников 1920-1930-х годов, им довелось познать мгновения триумфов и горьких разочарований. Пожалуй, наиболее трагической оказалась судьба Ивана Шаховцова: в 1938-м его расстреляли вместе с другими фигурантами «Дела тринадцати», процесса о «болгарской контрреволюционной националистической организации в Украине». И лишь в последние годы историческая справедливость была восстановлена. Этому способствовали и исследования одного из известнейших актеров театра кукол, народного артиста Украины Алексея Рубинского, чья новая книга увидела свет в канун юбилейный торжеств.

Как будто пытаясь стереть память о первопроходцах, тогда, в конце 1930-х, власть и приняла решение начать историю Харьковского театра кукол, так сказать, с чистого листа. Первым руководителем коллектива, основанного в 1939-м, стал Александр Струменко, который работал в свое время администратором в театре Ивана Шаховцова. Именно струменковской пьесой «На воле» в его же постановке и открылся 18 августа 1939 года первый театральный сезон.

Александр Струменко возглавлял театр более десяти лет. И если это время вряд ли можно считать периодом большого творческого подъема, то по крайней мере вокруг театра постепенно аккумулировались силы, способные вывести его на новый уровень – приходили ученики и сотрудники Шаховцова, вливались участники труппы Белоруссовой…

Театр достался Афанасьеву в аховом состоянии


Творческий путь человека, чье имя сегодня носит театр кукол, начинался в труппе Ивана Шаховцова с маленьких ролей в спектакле «Мойдодыр». Жизненные обстоятельства на некоторое время отдалили Виктора Афанасьева от Харькова, а со временем увели в совершенно иную сферу. Однако именно к нему, успешно делавшему карьеру по партийной линии, обратились в 1952 году с предложением возглавить коллектив харьковских кукольников.

Состояние дел в театре на то время было аховое – он ютился в тесных помещениях, давал представления в деревянном балагане на Коммунальном рынке, имел огромную задолженность по зарплате... Афанасьев со свойственной ему энергией сразу взялся за реорганизацию, быстро решая наболевшие вопросы. В скором времени коллектив получил собственное помещение в центре города – на ул. Красина, 3 (ныне – ул. Манизера), где сейчас размещается Дом актера. Творческая энергия артистов, так долго копившаяся, получила возможность реализации.

Достать билеты было непросто

 

С этого момента и начался стремительный взлет театра. Всего за несколько лет он стал постоянным участником крупных международных форумов кукольников и серьезным конкурентом флагмана этого вида искусства в стране – Государственного центрального театра кукол под руководством Сергея Образцова. Талантливые детские спектакли, обширный репертуар для взрослых, единственный в Украине музей театральных кукол – все это привлекало и харьковчан, и гостей города, поэтому достать билеты туда было не так просто.

Со временем, в 1968 году, театр переехал в прекрасное бекетовское здание на площади Тевелева, 24 (ныне – пл. Конституции). А в 1969 году Виктор Афанасьев создал и возглавил первую (и в течение долгого времени единственную) в Украине кафедру при Харьковском институте искусств, которая готовила актеров и режиссеров театра кукол.

План постановок спускали сверху


В 1970-е годы в театре возникли первые симптомы кризиса. Спущенные сверху явно завышенные планы привели к появлению откровенно слабых постановок. Актеры, вынужденные играть до 1500 спектаклей в год, работали на грани возможностей, что, естественно, отражалось на качестве их работы. Немало талантливых людей в этот период покинуло коллектив. Было очевидно, что творческое развитие театра приостановилось, и, несмотря на отдельные удачи, общая картина к лучшему не менялась. Не делали погоды даже громкие успехи некоторых постановок молодых режиссеров – таких, как «Комедия о Петрушке» Леонида Попова, «Украинский вертеп» Александра Инюточкина, хотя они и поддерживали репутацию театра на международном уровне.

В 1983-м был снят с должности Виктор Афанасьев. Однако его преемникам не удалось остановить разрушительные процессы. Внутритеатральные проблемы достигли апогея в конце 1980-х. Как вспоминает народный артист Украины Алексей Рубинский, с 1988 по 1991 годы в театре прошло столько собраний коллектива, сколько, наверное, в его истории не будет больше никогда. Дошло до того, что комиссия Министерства культуры СССР поставила вопрос о закрытии учреждения.

От кризиса – к оздоровлению


Как говорится, ночь темнее всего перед рассветом. Еще не отгремели баталии, а вновь назначенный на должность директора Владимир Решетняк, и сегодня возглавляющий коллектив, провел переговоры с Евгением Гиммельфарбом, который согласился стать главным режиссером. Постепенно ситуация в театре начала выравниваться. Приход нового творческого лидера вывел коллектив из длительного кризиса, что не замедлило сказаться на качестве спектаклей. Эксперимент, поиск, освоение новых театральных форм – все создавало предпосылки для дальнейшего профессионального роста. В 1997 году Харьковскому государственному театру кукол было присвоено имя В.А. Афанасьева, а в 2002-м он получил статус академического.

Оксана Дмитриева создает волшебные миры


Когда в середине 2000-х Евгений Гиммельфарб принял решение уехать на родину в Одессу, вновь остро встал вопрос, кто же станет его преемником. В 2007-м на постановку спектакля «Волшебное кольцо» пригласили молодого режиссера Оксану Дмитриеву. Воистину, для харьковчан это был счастливый выбор, что подтвердило временем. Вместе с главным художником театра Наталией Денисовой она поставили уже восемнадцать спектаклей. Не будем даже говорить о всеукраинском и международном признании этих работ – количество лауреатских дипломов, полученных театром с момента прихода Оксаны Дмитриевой, приближается к пятидесяти. Главное, что сегодня Харьковский государственный академический театр кукол – признанный лидер украинских кукольников, способный дарить зрителям прекрасные минуты вдохновения.

В финале Всеукраинского фестиваля-премии «Гра», который прошел в Киеве в ноябре 2018 года, на спектакле «Мнимый больной» побывал народный артист Украины Анатолий Хостикоев. После показа он делился впечатлениями: «Я даже не надеялся увидеть столь высокий класс актерской игры! Много слышал о Харьковском театре кукол и его режиссере Оксане Дмитриевой. Даже однажды, будучи в Харькове, зашел познакомиться и пообщаться с артистами. И уже тогда был шокирован. Такой репертуар – «Король Лир» Шекспира, «Женитьба» Гоголя, «Чевенгур» Платонова, чеховский «Вишневый сад»… И все это в театре кукол? А когда увидел коллектив сейчас, сразу понял – он давно отвоевал себе право выступать на лучших европейских фестивалях. Этот коллектив настолько мощный – и вместе с тем какой-то теплый… Мне не просто понравился спектакль – я в восторге! И очень рад, что харьковчане покорили столичное театральное пространство».