Харьковский школьник с проблемами слуха выступил на Генеральной ассамблее ООН, чтобы донести всему миру желание таких детей быть услышанными.

Владимир Чарушин – десятиклассник коммунального учреждения «Харьковская специальная школа № 5» Харьковского областного совета, где учатся дети с проблемами слуха. В минувшую субботу он вернулся из Нью-Йорка, где с трибуны Генеральной ассамблеи ООН пытался привлечь внимание всего мира к проблеме социализации детей, которые общаются посредством жестового языка.

-- За три дня до того, как попасть на Генеральную ассамблею ООН, которая была посвящена 30-летию Конвенции по правам ребенка, Володя выступал перед депутатами Верховной Рады Украины, -- рассказывает директор Харьковской специальной школы № 5 Елена Мирошник. – В парламент были приглашены десять детей со всей Украины, но именно он отправился в Нью-Йорк представлять интересы неслышащих детей нашей страны. Это очень важно еще и потому, что с инициативой выступили не взрослые, а дети, которые разрушают недопонимание между миром слышащих и миром неслышащих.

Володя – активный, улыбчивый и очень коммуникабельный парень. Первым делом при знакомстве он научил меня «произносить» свое имя на жестовом языке. А потом с помощью переводчика поделился, что же, собственно, хотел донести всему миру с высокой трибуны.
 
-- На Генассамблее я рассказывал о своей инициативе быть не только услышанным, но и успешным. Поделился своим опытом. Говорил о том, что хотелось бы взаимодействовать со слышащими людьми во всем мире. Я рассказывал, что мы в Украине – участники проекта «Услышать сердцем» -- выпустили дактельную азбуку (о ее сути рассказывается далее. – Прим. ред.). Занимаемся социальной рекламой – выпустили тематические футболки, календари и экосумки, чтобы привлечь внимание к проблеме, -- рассказал он и сообщил, что у них еще масса идей, которые пока держатся в тайне, но скоро мы о них услышим.

Признается: встречали его очень хорошо, но перед выступлением пришлось изрядно поволноваться.

-- Необыкновенная у нас была поездка. Рейс задержали, и мы очень волновались, что не попадем на Генассамблею. Но, слава богу, прилетели. 20 ноября без репетиций я зашел в зал Генеральной ассамблеи ООН. Конечно же, испытывал страх еще и потому, что это было мое первое публичное выступление с такой высокой трибуны. Но я чувствовал поддержку всех людей, и поэтому мне там было комфортно, -- рассказал Владимир.

Парень продемонстрировал «татуировку» на руке, которая осталась у него в память о событии.

-- Это не татуировка -- в штаб-квартире ООН были такие наклейки, -- уточнил он. -- А так как меня поддерживал Детский фонд ООН -- UNICEF, было очень приятно хоть какое-то время поносить такую память.

Мечтает работать в UNICEF


Планы на будущее у десятиклассника амбициозные.

-- Изначально хотел быть стоматологом, потом – программистом, а теперь хочу попасть на работу в штаб-квартиру UNICEF, чтобы помогать всем людям быть услышанными, -- поделился желаниями Владимир Чарушин.

А вообще он  очень разносторонний.

-- Профессионально занимаюсь спортом – чемпион Европы по легкой атлетике. В этом году получил звание мастера спорта. У меня много разных увлечений. Я посещаю кружки ткачества и гончарства. У нас в школе это очень популярно, -- улыбается Владимир.

Однако получить высшее образование парню будет не так-то просто – украинские университеты не приспособлены для обучения таких детей.

-- В Вашингтоне, например, есть Галлодетский университет (Gallaudet University), где дают высшее образование именно неслышащим детям. У нас, к сожалению, с этим очень сложно, -- говорит заместитель директора Харьковской специальной школы № 5 Галина Куклина. – Спасибо, что нашим детям уже доступно внешнее независимое оценивание – они могут заказать себе переводчика. То есть все же есть понимание, что они нуждаются в сопровождении. Но проблема в вузах остается – к сожалению, не хватает переводчиков украинского жестового языка. И это становится проблемой семей, где растут неслышащие дети. И решают ее только сами родители…

Жестовая речь, воплощенная в азбуке


Так что не только Владимир мечтает разрушить стену непонимания между неслышащими и обычными людьми. В специальной школе учатся 150 детей. Свое желание коммуницировать с миром они выразили в проекте «Услышать сердцем» еще в прошлом году.

-- Идея возникла после участия в международном фестивале, посвященного памяти Муслима Магомаева, который проходил в Харькове, -- рассказывает Галина Куклина. -- Ребята пели там жестовую песню «Королева красоты». После окончания фестиваля мы с ребятами шли по Сумской и забрели в кафе. Его сотрудники обратили внимание, что дети общаются как-то необычно. Подошел шеф-повар и сказал, что хотел бы угостить их своим фирменным блюдом, чтобы поддержать таких удивительных детей. И когда ребята позже увидели информацию UNICEF о том, что можно подать заявку на социальные проекты, первой идеей было -- проект по доступности кафе.

В результате решили остановиться на идее создания дактельной азбуки. Говорят, когда приступили к реализации проекта, даже не представляли, что придется делиться своим опытом на Генеральной Ассамблее ООН.

--Дети написали заявку на участие в конкурсе, написали проект, защитили его, и в октябре 2018 года мы получили грант на осуществление своей мечты – быть услышанными в обществе, -- рассказывает Галина Куклина. -- И один из шагов к разрушению преград в общении – это знакомство с дактельной азбукой. Делали ее дети собственными руками – это их проект, их разработка.

А в жизнь она воплощается под руководством Артема Анилова, который ведет кружок обработки дерева и керамики. Выпускник этой школы, он после окончания Косовского государственного института прикладного и декоративного искусства вернулся к родным пенатам, чтобы учить других детей с нарушением слуха и помогать им в социализации.

Азбука поедет в Нью-Йорк


Дактельная азбука представляет собой стенд в виде деревянного домика, на крыше которого нарисовано красное сердечко и изображена надпись «Почути» -- буквами и символами жестового языка. А под крышей – алфавит из кубиков, которые вращаются вокруг своей оси. На каждом выжжена буква, картинка, которую обозначает слово, начинающееся именно с этой буквы, и соответствующий ей значок жестового языка.

Первым шагом в реализации проекта было создание плаката, который ребята разместили в наземном и подземном транспорте.

-- На этом плакате были нарисованы слышащие люди и глухие. Между ними стена и написано: «Можем ли мы разрушить стену непонимания»? Поступило множество звонков о готовности изучать жестовый язык. Мы даже представить не могли, что такое количество обычных, слышащих людей, которые не связаны с глухими, хотят изучать этот язык, -- говорит Галина Куклина.

В Харькове установлены уже шесть таких азбук.

 -- Самая первая была открыта в Харьковском национальном педагогическом университете им. Г.С. Сковороды для обучения молодых педагогов жестовому языку, - рассказывает Галина Куклина. -- А в минувшее воскресенье мы уже открывали такую азбуку в Славянске – нам заказали ее для инклюзивной площадки. Так что наши азбуки расходятся по всей Украине.

А вскоре они станут доступны по всему миру -- заказ на такой алфавит после выступления Владимира поступил от Генеральной ассамблеи ООН.

-- Нам очень приятно, что идея наших детей оказалась нужно и важной для всего мира. Что эту историю захотели услышать именно на Генассамблее ООН. Нас пригласили туда поделиться своим опытом, и мы на все 100% справились с  заданием, потому что нам поступил заказ на выполнение такой азбуки для ООН. Теперь наша азбука поедет в Нью-Йорк, -- говорит Галина Куклина.

Креативные, инициативные и одаренные


В специальной школе № 5 живет и учится детвора со всей области. Родители даже переезжают в Харьков из других городов Украины, чтобы именно в это учебное учреждение отдать своего ребенка с нарушениями слуха, потому что здесь учителя, которые действительно слышат сердцем, качественное образование, условия для всестороннего развития ребенка.

Помимо кружка по обработке  дерева мы посетили керамическую мастерскую, где ребятишки как раз увлеченно трудились над изготовлением новогодних игрушек. Посмотреть здесь есть на что -- стены комнаты украшает собственноручно изготовленная школьниками плитка с лепным этническим узором.

В ткацкой мастерской нас ожидал сюрприз – настоящие ткацкие станки, привезенные из Западной Украины. Они вовсе не стоят без дела, как музейные экспонаты: на них из разноцветных шерстяных ниток детвора ваяет красивейшие половички -- так называемые «лiжники». Ребятишки помладше валяют из шерсти симпатичные игольницы в виде ежиков, грибочков, цыплят и мячиков. А на стенах висят валяные картины – настоящее произведение искусства.

И изостудия удивила настоящей Петриковской росписью на тарелках, блюдах, кувшинах, разделочных досках и лопатках – и все это работы школьников. А еще в школе есть собственный театр мод «Алиса», который, кстати, принимал участие в показах на Kharkiv Fashion 2019. Так что неудивительно, что ребята здесь такие креативные, инициативные и одаренные.