От того, что ест ребенок в раннем детстве, зависит, чем он будет болеть в старости.

Как сформировать у ребенка правильные пищевые привычки, рассказала заведующая кафедрой педиатрической гастроэнтерологии и нутрициологии Харьковской медицинской академии последипломного образования, доктор медицинских наук, профессор Ольга Белоусова.

— Ольга Юрьевна, какие самые распространенные ошибки в питании ребенка, негативно влияющие на его здоровье, допускают родители?

— Ошибок, к сожалению, достаточно много. И то, что в последние годы наш рацион изменился в сторону богатого и избыточного, имеет больше негативных сторон, чем позитивных. Если раньше дети ели простую, но достаточно полезную пищу без кулинарных изысков, то сейчас при всем богатстве выбора и при всем гастрономическом разнообразии дети нацелены прежде всего на яркие, утрированные вкусовые ощущения, то есть не на утоление голода, а на получение удовольствия. Получать удовольствие от еды – это естественное желание каждого человека, но всегда ли то, что кажется нам вкусным, является полезным? Как правило, взрослый человек справляется с этой дилеммой и находит компромисс между вкусным и полезным, но ребенок самостоятельно решить этот вопрос не может. И при попустительстве родителей всегда будет отдавать предпочтение пище сладкой, зачастую приторной, с неестественным вкусом, обогащенной какими-то добавками, стабилизаторами, усилителями вкуса. Конечно, это является проблемой.

Как правило, пока ребенок еще маленький, мамы как-то стараются следить за его рационом: например, когда вводят прикорм, то тщательно взвешивают пищу, внимательно читают этикетки, проверяют сроки годности, изучают рецепты, следят, чтобы в рационе ребенка были и овощи, и фрукты, и злаки, и молочные, и мясные продукты. Но когда ребенок подрастает, они считают свой родительский долг уже выполненным, и зачастую к школьному возрасту ребенок начинает питаться как попало.

Вторая ошибка может быть противоположной первой и заключается в том, что родители, напротив, переживая, что ребенок питается неполноценно и недостаточно, начинают в буквальном смысле заставлять его есть. Это худшее, что можно сделать, самый верный способ в принципе отбить у ребенка охоту к еде. Человеческий организм устроен так, что только запретный плод сладок. И если родители заставляют ребенка есть, он будет отказываться от пищи все активнее. Пищевое насилие недопустимо и обычно заканчивается большими психологическими проблемами.

Третья ошибка тоже достаточно типична. Ребенок садится за общий стол, ему, как и всем, предлагают обычную пищу – например, кашу, салат, котлету. Ребенок, разочарованный и обиженный традиционностью рациона, заявляет: «Я это есть не буду. А вот, скажем, печенье съел бы и компотик выпил бы». И тогда родители под предлогом того, что «сердце разрывается при виде ребенка, который целый день будет ходить голодным», идут у него на поводу — пусть съест хоть что-нибудь. И начинают давать ему пищу, которая вкусна для ребенка, но совершенно не полезна. Как правило, такая еда достаточно калорийна, ребенок наедается, у него надолго пропадает аппетит, особенно если он в течение дня еще и пьет время от времени сладкий сок или компот. И через время возникают ожидаемые проблемы со здоровьем. Родители приходят к врачу с жалобой: «Он неуправляемый. Если ему не дать того, что хочет, падает на пол и заходится в истерике. В результате я даю то, что он требует». И тут приходится очень долго работать, причем не с детьми – ведь это проблема не ребенка, а родителей, у которых нет понимания, кто в семье отвечает за питание и здоровье ребенка, и которые не умеют расставлять границы допустимости для малыша.

— Можно ли сформировать правильные пищевые привычки у ребенка? И если да, то как?

— Это делать просто необходимо, поскольку культура питания – это такая же культура, как любая другая. Мы приучаем ребенка чистить зубы утром и вечером, это не приносит детям какого-то физиологического удовольствия, но они понимают, что иначе нельзя. Мы включаем им хорошую классическую музыку, приучаем читать правильные книги, развиваем вкус. Так и с культурой питания – она сама не прививается, если родители не прилагают к этому никаких усилий.

Если ребенку постоянно потакать, не следить за тем, что и как он ест, наступает пищевая распущенность. Пострадают от нее в первую очередь родители, но в долгосрочном прогнозе — ребенок. Питание не только определяет темпы его физического развития и временное состояние здоровья, но и имеет долгосрочное влияние на всю жизнь. Именно питание определяет, как мы будем жить, чем болеть, в том числе и в старости, и даже, в конечном итоге, определяет продолжительность нашей жизни.

К сожалению, многие родители этого не понимают, считают, что какой-то сиюминутный негативный эффект возможен, но глобально не происходит ничего страшного. И не всегда могут связать какое-то хроническое заболевание, которое проявится у ребенка в старшем возрасте, с тем, что у него был неправильный рацион в первые несколько лет жизни.

— Какие же привычки питания являются правильными?

— Во-первых, это регулярность питания. Ребенок старше двух лет должен иметь примерно пять приемов пищи приблизительно в одно и то же время. Должны быть обязательный завтрак, второй завтрак — перекус между завтраком и обедом, обед, полдник — перекус между обедом и ужином — и ужин. Перекусы можно организовать в виде каких-то полезных добавок к рациону – фруктов, орехов, молочных продуктов.

Во-вторых, нужно придерживаться правила пищевой пирамиды. В ее основании лежат овощи, фрукты, зерновые продукты как правильные, сложно усваиваемые углеводы. Второй уровень – мясо, рыба; следующий – молочные продукты. И на самом верху – небольшие добавки к рациону: яйца, растительное масло, орехи. В ежедневном меню каждого ребенка должны присутствовать хотя бы несколько компонентов из каждого класса продуктов: несколько видов овощей, фруктов, злаков, обязательно мясо и рыба, что-то молочное — в разных соотношениях.

В-третьих, для детей, безусловно, характерной является избирательность аппетита, но она хотя бы отчасти должна регулироваться родителями. Малыш может выбрать вид мяса, которое он готов съесть, но он не может предпочесть мясу, допустим, блинчик или печенье.

Родители должны стараться удерживать ребенка в рамках здоровых пищевых привычек. Существует такое понятие, как импритинг — механизм мгновенного запечатления и запоминания. Это то, что закладывается в первые месяцы и годы жизни, то, к чему мы в этот период привыкаем и с чем идем на протяжении всей жизни. Например, если в первые годы жизни приучить ребенка есть соленые продукты или, скажем, избыточно сладкие, то склонность к поеданию соленой или сладкой пищи останется у него на всю жизнь. Если же в первые годы жизни приучить ребенка вместо сладкого сока пить чистую воду, вместо булочек перекусывать фруктами, вместо манной каши есть овощи и так далее, то малыш к этому быстро привыкнет и такой рацион не будет для него дискомфортным в последующем.